Мы работает с марта 1980 года. Уже с сентября-октября 1980г. решением городских властей было решение открыть на базе детского сада группу для детей с нарушением зрения и было там 24 ребенка. С 1996 года на основании нормативных документов были организованы
две группы по 12 воспитанников. На сегодняшний день для поступления детей с нарушением зрения в наше учреждение, врач-офтальмолог детской поликлиники ставит родителей на очередь. Комплектуем группы в мае.
Педагоги, узкие специалисты, понимают, что заложено в ребёнке с детства – привычка к здоровому образу жизни, бережное отношение к своему здоровью – то и станет фундаментом в дальнейшем. Поэтому вся работа в детском саду направлена на сохранение и укрепление здоровья наших воспитанников.
Дидактические, музыкально-дидактические, развивающие игры, направленные на познание окружающего мира, для детей с нарушением зрения представляет определенную трудность, в том плане, что основная роль в них принадлежит зрительному анализатору, поэтому больший акцент специалисты делают на чувственные ощущения – все ребенок изучает, непосредственно беря в руки, ощупывая, дотрагиваясь, прислушиваясь. Таким образом, научив ребенка правильно и полно рассматривать предметы, анализировать, мы помогаем ему самостоятельно действовать в повседневной жизни, в общении со сверстниками, при обучении в школе.
Как часто возникают проблемы со зрением у совсем маленьких детей?
По некоторым сведениям у пяти-десяти детей из ста. Конечно, в первую очередь речь идет о малышах, которые получили травму в момент рождения или появились на свет раньше времени. А еще болезни глазок часто встречаются у детей, чьи родители носят очки или имеют другие проблемы со зрением. Косоглазие – не самое «популярное» нарушение зрения (оно случается в 3% случаев), когда один глаз отклоняется в сторону от рассматриваемого предмета, в результате нарушается процесс восприятия картинки: в мозг поступает две картинки: одна четкая, а другая не очень, вполне объяснимо мозг выбирает более качественное изображение, отбрасывая расплывчатое. В результате пострадавший глаз «не учится смотреть», он начинает хуже видеть и косоглазие становится сильнее.
В нашем саду своя программа обучения, которая позволяет детям с косоглазием и амблиопией правильно развиваться и не чувствовать себя скованно, общаясь с нормально видящими сверстниками. Более 350 детей с нарушением зрения получили действенную помощь по восстановлению зрения. Помогают детям, сопровождают процесс воспитания, образования и реабилитации наши специалисты: учителя-дефектологи тифлопедагоги, врач офтальмолог, медсёстры.
В детском саду создана действенная система оказания специальной помощи детям с особенностями психофизического развития, работают учителя-дефектологи (тифлопедагоги), логопед на пункте коррекционно-педагогической помощи. Только из стен нашего сада получили путевку в трудовую жизнь 4 учителя-дефектолога (тифлопедагога), с профессией совершенно незнакомой никому, педагоги, которые обязаны помочь детям адаптироваться в мире.
Для меня, как заведующей, большое значение имеет каким образом педагоги, работающие с детьми с ОПФР повышают свою квалификацию.Так все тифлопедагоги прошли курсы повышения квалификации на базе АПО г.Минска, по запросу самих специалистов. Учитель-дефектолог Миронова А.М. прошла обучение на дистанционно.
В учреждении создана и продолжает совершенствоваться безбарьерная, адаптивная, коррекционно-развивающая среда.
Анализ поступления наших воспитанников в СОШ№8, 12, гимназию,продемонстрировало грамотный и структурированный подход к организации помощи воспитанникам. Вопросы специального образования включены в годовой план работы, в план проведения педсоветов.
Все учителя-дефектологи имеют отдельные кабинеты для осуществления образовательного процесса и коррекционно-педагогической работы. Данные помещения оснащены необходимым дидактическим материалом и пособиями.