dety
Рейтинг:   / 0
ПлохоОтлично 

        Инструктивно-методическое письмо «О работе педагогических коллективов учреждений образования, реализующих образовательную программу специального образования на уровне дошкольного образования, образовательную программу специального образования на уровне дошкольного образования для лиц с интеллектуальной недостаточностью, в 2015/2016 учебном году»

I.ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

       Деятельность системы специального образования в 2015/2016 учебном году будет направлена на реализацию следующих задач: развитие инклюзивных процессов в образовании; повышение качества интегрированного обучения и воспитания детей с особенностями психофизического развития; разработку и корректировку учебно-программной документации образовательных программ специального образования на уровне дошкольного образования; создание адаптивной образовательной среды в учреждениях образования; совершенствование системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров для работы с детьми с особенностями психофизического развития в условиях учреждений специального образования, интегрированного обучения и воспитания, инклюзивного образования; формирование у всех участников образовательного процесса толерантного отношения к лицам с особенностями психофизического развития через использование средств массовой информации, проведение инклюзивных творческих, спортивных и физкультурно- оздоровительных мероприятий с участием обучающихся с особенностями психофизического развития и их законных представителей.

II.НОРМАТИВНОЕ ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

           Деятельность учреждений образования, реализующих образовательную программу специального образования на уровне дошкольного образования, образовательную программу специального образования на уровне дошкольного образования для лиц с интеллектуальной недостаточностью, регулируется рядом нормативных правовых документов, к которым относятся: постановление Совета Министров Республики Беларусь от 7 марта 2012 г. № 210 «Об утверждении Государственной программы развития специального образования в Республике Беларусь на 2012–2016 годы»; постановление Министерства образования Республики Беларусь от 16 августа 2011 г. № 233 «Об утверждении Положения о центре коррекционно-развивающего обучения и реабилитации и признании утратившими силу некоторых нормативных правовых актов Министерства образования Республики Беларусь» (в ред. от 4 октября 2013 г. № 92); постановление Министерства образования Республики Беларусь от 25 июля 2011 г. № 136 «Об утверждении Инструкции о порядке создания специальных групп, групп интегрированного обучения и воспитания, специальных классов, классов интегрированного обучения и воспитания и организации образовательного процесса в них и признании утратившими силу некоторых постановлений Министерства образования Республики Беларусь»; постановление Министерства образования Республики Беларусь от 25 июля 2011 г. № 131 «Об утверждении Положения о пункте коррекционно-педагогической помощи» (в ред. от 12 октября 2012 г. № 121); постановление Министерства образования Республики Беларусь от 25 июля 2011 г. № 135 «О некоторых вопросах обучения и воспитания лиц с особенностями психофизического развития»; постановление Министерства образования Республики Беларусь от 5 сентября 2011 г. № 253 «Об утверждении Инструкции о порядке выявления детей с особенностями психофизического развития и создания банка данных о них»; постановление Министерства образования Республики Беларусь от 12 июня 2014 г. № 75 «Об установлении перечней мебели, инвентаря и средств обучения, необходимых для организации образовательного процесса учреждениями образования, реализующими образовательные программы общего среднего образования, учреждениями образования, реализующими образовательные программы специального образования, иными организациями, индивидуальными предпринимателями, реализующими образовательные программы специального образования на уровне дошкольного образования»; постановление Министерства образования Республики Беларусь от 14 июля 2014 г. № 105 «Об установлении перечней и норм обеспечения спортивным инвентарем и оборудованием, необходимыми для организации физического воспитания обучающихся учреждений образования, иных организаций, индивидуальных предпринимателей, которым в соответствии с законодательством предоставлено право осуществлять образовательную деятельность, проведения с ними физкультурно-оздоровительных и спортивно-массовых мероприятий»; постановление Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 22 декабря 2011 г. № 128 «Об определении медицинских показаний и противопоказаний для получения образования»; постановление Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 25 января 2013 г. № 8 «Об утверждении санитарных норм и правил «Требования для учреждений дошкольного образования» и 4 признании утратившими силу некоторых постановлений Министерства здравоохранения Республики Беларусь и их отдельных структурных элементов» ( в ред. от 25 ноября 2014 г. № 78). Общий порядок деятельности специального дошкольного учреждения (задачи, функции, права и обязанности, управление и др.) определяется в соответствии с постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 19 июля 2011 г. № 90 «Об утверждении положения о специальном дошкольном учреждении» и конкретизируется в уставах специальных дошкольных учреждений с учетом контингента воспитанников, структуры и степени тяжести физических и (или) психических нарушений воспитанников. Обращаем внимание, что требования к уставу учреждения образования обозначены в статье 22 Кодекса Республики Беларусь об образовании. Анализ уставов специальных дошкольных учреждений показал, что их структура и содержание не всегда соответствуют нормативным правовым документам. Часто встречающимися ошибками являются неверное определение типа и вида учреждения образования, целей и задач деятельности, оснований для продления срока получения образования, использование понятий «образовательная» и «учебная» программа как синонимичных и т.д.

III. НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

         В специальном дошкольном учреждении, специальной группе, группе интегрированного обучения и воспитания могут реализовываться следующие образовательные программы: образовательная программа специального образования на уровне дошкольного образования; образовательная программа специального образования на уровне дошкольного образования для лиц с интеллектуальной недостаточностью; программа воспитания и защиты прав и законных интересов детей, находящихся в социально опасном положении; образовательная программа дополнительного образования детей и молодежи. В соответствии с Кодексом Республики Беларусь об образовании образовательная программа представляет собой совокупность документации, регламентирующей образовательный процесс, и условий, необходимых для получения в соответствии с ожидаемыми результатами определенного уровня основного образования или определенного вида дополнительного образования. Образовательные программы основного образования, в том числе и образовательная программа специального образования на уровне дошкольного образования, образовательная программа специального образования на уровне дошкольного образования для лиц с интеллектуальной недостаточностью включают в себя содержание (научно-методическое обеспечение образования) и ресурсное (кадровое и материально- техническое) обеспечение.

         Содержание научно-методического обеспечения специального образования составляют учебно-программная документация образовательных программ специального образования, учебно- методическая документация, учебные издания и т.д. (ст. 278 Кодекса Республики Беларусьоб образовании). Учебно-программная документация образовательных программ специального образования.

         В специальных дошкольных учреждениях образовательный процесс осуществляется в соответствии с учебными планами специального образования на уровне дошкольного образования, утвержденными постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 8 июня 2015 г. № 47.

         В учреждениях образования, реализующих образовательную программу специального образования на уровне дошкольного образования, образовательную программу специального образования на уровне дошкольного образования для лиц с интеллектуальной недостаточностью, при организации образовательного процесса используется учебный план группы интегрированного обучения и воспитания на текущий учебный год.        Он разрабатывается учреждением образования, на базе которого открыта группа интегрированного обучения и воспитания, на основе типового учебного плана дошкольного образования и соответствующего учебного плана специального образования на уровне дошкольного образования и утверждается руководителем учреждения образования по согласованию с государственным центром коррекционно-развивающего обучения и реабилитации, координирующим деятельность в сфере специального образования на территории соответствующей административно- территориальной единицы.

       В 2015/2016 учебном году образовательный процесс в учреждениях образования, реализующих образовательную программу специального образования на уровне дошкольного образования, образовательную программу специального образования на уровне дошкольного образования для лиц с интеллектуальной недостаточностью, будет строиться с использованием следующих программ специального образования: Воспитание и обучение детей с интеллектуальной недостаточностью: программа для специальных дошкольных учреждений. – Минск: Народная асвета, 2007;

Выхаваннеінавучаннедзяцейдашкольнагаўзростуззатрымкайпсіхічнагаразвіцця. Праграма / Н.Кузняцова. - Мінск: НМЦэнтр, 2000;

Воспитание и обучение детей с тяжелыми нарушениями речи: программа для специальных дошкольных учреждений /Ю.Н.Кислякова, Л.Н.Мороз. – Минск: НИО, 2007;

Коррекционная работа с детьми с заиканием: программа для учреждений, обеспечивающих получение дошкольного образования. – Минск: НИО, 2010; Выхаванне і навучанне дашкольнікаў з парушэннямі зроку/ Н.В. Акуліч, Н.М. Грыгор'ева. – Мінск: НМЦэнтр, 1997;

Воспитание и обучение детей с нарушением слуха: программа для специальных дошкольных учреждений / Т.И. Обухова. – Минск: НИО, 2006; Учебные программы по образовательным областям «Самообслуживание», «Коммуникация», «Сенсорная стимуляция», «Предметная деятельность», «Я и мир», «Игра», «Изобразительная деятельность», «Музыкально-ритмические занятия» для центров коррекционно-развивающего обучения и реабилитации. – Минск: НИО, 2014; Программы для детей раннего возраста (от рождения до трех лет): с аутистическими нарушениями;

с нарушениями функций опорно- двигательного аппарата. Программы для специальных учреждений образования. – Минск: НИО, 2010.

       В работе с детьми дошкольного возраста с нарушениями зрения, с трудностями в обучении наряду с соответствующими программами для специальных дошкольных учреждений рекомендуется использовать учебную программу дошкольного образования. Специфика ее реализации для данных категорий детей будет проявляться в определении условий, выборе средств, форм, методов, специальных приемов обучения воспитанников; организации адаптивной образовательной среды с учетом потребностей детей.

       При определении содержания коррекционных занятий учебного плана специального дошкольного учреждения для детей с нарушениями зрения рекомендуется использовать проекты программ коррекционных занятий, размещенные на сайте отдела специального образования образования www.asabliva.by в разделе «Учебные планы, программы, учебники, пособия/учебные программы».

       Напоминаем, что отдельные вопросы организации образовательного процесса с различными категориями воспитанников, в том числе с нарушением слуха, компенсированным кохлеарным имплантом, с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата, с аутистическими нарушениями, представлены в следующей учебно- методической документации: методические рекомендации по организации интегрированного обучения и воспитания детей с особенностями психофизического развития в дошкольных учреждениях (2010 год); инструктивно-методическое письмо «Об организации интегрированного обучения и воспитания в учреждениях дошкольного и общего среднего образования в 2012/2013 учебном году»;

инструктивно-методическое письмо «Об использовании информационных коммуникационных технологий в образовательном процессе с детьми с особенностями психофизического развития» (2012 год);

инструктивно-методическое письмо «Об организации и оказании ранней комплексной помощи детям с особенностями психофизического развития в возрасте до трех лет» (2012 год);

инструктивно-методическое письмо «Об организации коррекционно-педагогической помощи детям с особенностями психофизического развития при получении ими дошкольного или общего среднего образования в 2013/2014 учебном году»;

инструктивно-методические письма о работе педагогических коллективов учреждений образования, реализующих образовательные программы специального образования на уровне дошкольного образования, за предыдущие годы. В 2015/2016 учебном году при реализации образовательных программ специального образования на уровне дошкольного образования рекомендуется использовать учебные издания, получившие гриф «Рекомендовано Научно-методическим учреждением «Национальный институт образования» Министерства образования Республики Беларусь» (приложение). Допускается использование в образовательном процессе учреждений образования, реализующих образовательные программы специального образования, учебных наглядных и учебно-методических пособий, изданных для учреждений дошкольного образования.

  1. ОРГАНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

         Образовательный процесс при реализации образовательных программ специального образования на уровне дошкольного 8 образования осуществляется круглогодично.

         Общая продолжительность каникул составляет 110 дней: летние – 90 календарных дней, зимние – 10 календарных дней, весенние – 10 календарных дней. В зависимости от тяжести физических и (или) психических нарушений воспитанников могут устанавливаться дополнительные (осенние) каникулы продолжительностью не более 10 дней. В период каникул проводится только физкультурно- оздоровительная и художественно-эстетическая работа с воспитанниками. Во время каникул учитель-дефектолог группы, специальной группы, группы интегрированного обучения и воспитания при необходимости может осуществлять индивидуальную работу с воспитанниками, а также осуществляет иную деятельность в рамках своих функциональных обязанностей. Психолого-педагогическое обследование воспитанников является частью образовательного процесса и осуществляется в течение одной- двух недель в начале и в конце учебного года в зависимости от формы организации образовательного процесса и тяжести физических и (или) психических нарушений.

           Проведение психолого-педагогического обследования фиксируется в журнале учета проведенных занятий и посещения их детьми. При реализации учебного плана специального дошкольного учреждения для детей с интеллектуальной недостаточностью рекомендуется обратить внимание на некоторые особенности. Формирование эстетического отношения к миру ребенка с интеллектуальной недостаточностью, обеспечение его художественного развития средствами музыки, изобразительного искусства, архитектуры, художественной литературы, конструирования, хореографии, театра осуществляется в рамках образовательной области «Искусство», компонентами которой являются: изобразительная деятельность (восприятие произведений изобразительного искусства, рисование, лепка, аппликация) и конструирование; музыкальная деятельность (слушание музыки, пение, музыкально- ритмические движения, элементарное музицирование); художественная литература (восприятие художественных текстов, рассказывание, драматизация), ориентированная на доступные детям дошкольного возраста с интеллектуальной недостаточностью произведения художественной литературы и фольклора. Количество учебных часов в неделю на изучение образовательной области «Искусство», предусмотренное учебным планом специального дошкольного учреждения для детей с интеллектуальной недостаточностью, может распределяться следующим образом: один учебный час – рисование (предметное, декоративное, сюжетное).

         Во второй младшей группе предметное рисование чередуется с декоративным рисованием, сюжетное рисование проводится не реже одного раза в месяц. В средней и старшей группах – сюжетное рисование чередуется с предметным, декоративное рисование проводится не реже одного раза в месяц; один учебный час – лепка. Во второй младшей группе содержание работы предусматривает предметную лепку с элементами декоративной лепки (отпечатывание), сюжетная лепка – проводится не реже одного раза в месяц, в средней и старшей группах – предметная лепка чередуется с сюжетной, декоративная лепка проводится не реже одного раза в месяц; один учебный час – аппликация, конструирование (чередуются через неделю).

         В средней и старшей группах не реже одного раза в месяц проводятся занятия по декоративной аппликации; один учебный час – музыкальная деятельность; один учебный час – художественная литература.

         Во второй младшей группе знакомство и изучение художественной литературы может быть составной частью любого занятия. В средней и старшей группах проводятся отдельные занятия по художественной литературе. Воспитателю (иному педагогическому работнику) предоставляется возможность самостоятельно принимать решение, какой по объему и содержанию текст и в течение какого времени можно использовать для правильной организации занятия. Восприятие произведений изобразительного искусства может проводиться как часть любого занятия по изобразительной деятельности.

         В старшей группе рекомендуется восприятие произведений изобразительного искусства проводить как отдельное занятие (не реже одного раза в месяц, чередовать с художественной литературой), в связи с изучением воспитанниками сложных жанров изобразительного искусства (натюрморт, пейзаж, портрет).

         Занятия аппликацией во второй младшей группе предусматривают знакомство детей с одноцветной бумагой разной формы, цветной бумагой разных сортов, цветным картоном и приемами работы с ними (сминание, разрывание бумаги; раскладывание готовых форм из картона на плотном основании (бумаге, картоне, фланелеграфе).

         В средней группе дети знакомятся с оборудованием, необходимым для аппликации (клей, бумага, клеенка, кисточка, подставка для кисточки, салфетка, заготовки), основными правилами работы и основными 10 приемами работы.

         Оборудование для занятий аппликаций определено постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 24 сентября 2007 г. № 50 «Об утверждении перечней оборудования для учреждений, обеспечивающих получение дошкольного образования» (в ред. от 4 ноября 2009 г. № 69).

       Для занятий, начиная со второй младшей группы, используется клей ПВА канцелярский (ПВА-К), предназначенный для работы с бумагой, который имеет высокую клеящую способность, при высыхании прозрачен, не оставляет следов и пятен, не деформирует изделие, нетоксичен, пожаро- и взрывобезопасен, легко растворяется в воде. Перед работой клей разливается в специальные розетки (розетки для клея), которые должны быть на столе у каждого ребенка. С 2011 года в учебном плане специального дошкольного учреждения для детей с интеллектуальной недостаточностью выделена образовательная область «Обучение грамоте». Овладение грамотой данной категорией детей начинается в старшей группе (от 5 до 6 лет) и продолжается в течение трех лет. При этом речь идет не об обучении грамоте как таковом, а скорее о формировании готовности к овладению грамотой. Содержание, реализуемое в рамках данной образовательной области, дополняет и позволяет закреплять те умения, знания и навыки, которые ребенок с интеллектуальной недостаточностью получает на занятиях по образовательной области «Развитие речи». Работу по обучению грамоте дошкольников с интеллектуальной недостаточностью рекомендуется проводить по следующим направлениям. Формирование слухового восприятия начинается с развития умений различать неречевые (природные, бытовые и музыкальные) звуки окружающего мира (шуршание листьев на дереве, под ногами; звуки, издаваемые различными игрушками); сопоставлять звуки, воспроизводимые предметами, со звуками речи ([з] — звенит комар и т.п.). Можно использовать игры для узнавания людей по тембру их голоса (игра «Угадай, чей голосок»); по нахождению игрушки по силе голоса (игра «Громко-тихо»); по определению направления и источника звука и др. Проводится работа по развитию чувства ритма, т.е. формирование умений воспроизводить, повторять ритмический рисунок, двигаться под музыку в соответствии со звучащим ритмическим рисунком и др. Формируется умение различать звукоподражания, дифференцировать слова, различающиеся по своей слоговой структуре (короткие-длинные).      

           Развитие фонематического восприятия начинается с сопоставления слов, так называемых фонетических паронимов (мышка- 11 мишка, коза-коса и др.).

Более сложным является сопоставление оппозиционных слоговых структур и звуков, поскольку те и другие не могут быть представлены в виде реальных предметов. Дети играют, повторяя за педагогом двухслоговую цепочку: ма-на, ба-па, ла-ля, м-м’, к- х и т. д.

В эту цепочку не включаются звуки, нарушенные в речи детей. Кроме выполнения подобных упражнений, дети учатся вслушиваться в слова и поправлять ошибки, которые могут быть в них допущены. Устранение недостатков произношения звуков и укрепление мышц артикуляционного аппарата тесно связаны с работой по развитию фонематического слуха.              

           Работа по уточнению движений артикуляционного аппарата осуществляется в двух направлениях: закрепления правильной артикуляции (звук уже поставлен) и воспитания чёткости произнесения каждого звука.

Ежедневная артикуляционная гимнастика, включающая упражнения для укрепления мышц артикуляционного аппарата, правильное, громкое произнесение звуков, слов, слогов, заучивание стихотворений, создают основу для преодоления недостатков звукопроизношения.

             Развитие зрительно-пространственного восприятия предусматривает совершенствование точности и объёма зрительной памяти, формирование умения выделять части предмета, сравнивать два предмета, последовательно переводить взгляд при назывании предметов слева направо, располагать предметы в определённом направлении, ориентироваться на листе бумаги.

         Первоначально детей учат различать цвет, величину, форму предметов. В дальнейшем они дифференцируют (классифицируют) предметы по всем этим признакам, знакомятся с цветными полосками, с геометрическими фигурами, учатся составлять из них различные предметы, выделять и называть части предметов. В процессе занятий дети работают с орнаментом, составленным из палочек, геометрических фигур, изображений овощей, фруктов; воспроизводят из цветных полосок сочетания, напоминающие буквы.

       Специальные упражнения выполняются по нарастающей сложности: по образцу, по памяти, по словесной инструкции. Постоянное сопровождение речью того, что дети показывают, что они видят на картинках, выполняют сами, делает словарь детей более конкретным и точным. Развитие мелких мышц руки ребёнка с целью подготовки к письму осуществляется с помощью специальных упражнений (по образцу, по речевой инструкции), в процессе выполнения заданий с мелкими предметами и сыпучим материалом, при организации двигательной нагрузки в динамическом режиме, выполнении упражнений в заданном ритме (с речевым сопровождением и без него). Рекомендуется 12 выполнение графических упражнений в альбомах и тетрадях: обведение по трафарету, контуру, соединение по точкам различных фигур относительно крупных форм; раскрашивание и штриховка в разных направлениях с соблюдением границ; дорисовывание недостающий части предмета; рисование по клеточкам; копирование линий заданной формы; палочек, разных по длине, высоте, цвету; рисование в пределах строки (различного размера) бордюров, состоящих из прямых, наклонных, ломаных линий; рисование предметов, по форме напоминающих буквы и др. Для развития мелкой моторики на занятиях необходимо регулярно проводить пальчиковую гимнастику.

         Как правило, упражнения выполняются в виде игровых заданий с речевым сопровождением или без него. В пальчиковой зарядке можно использовать резиновые игрушки с пищалками. Дети получают удовольствие от писка игрушек, нажимая на них. Результатом упражнения является укрепление кисти рук. Расширение представлений об окружающем мире и развитие речи связано с работой по всем другим направлениям. Дети знакомятся с новыми словами, обозначающими различные родовые понятия (игрушки, учебные вещи, посуда, дикие и домашние животные и др.), называют предметы, изображенные на сюжетных картинках, составляют предложения по картинке, слушают сказки и отвечают на вопросы с ориентировкой на иллюстрации. Большое значение имеет «оречевление» всех операций, которые осуществляют дети при выполнении практических заданий: дорисовывании предметов, складывании мозаик из геометрических фигур, обводке и др. Проговаривая с учителем-дефектологом тексты стихотворного сопровождения физкультминуток, гимнастики для пальцев, дети запоминают их. В этот период необходимо широко использовать различные формы речи детей (сопряженная, отражённая, хоровая, диалогическая, простейшие типы монолога). При реализации учебного плана специального дошкольного учреждения для детей с нарушением слуха учитывается специфика формирования словесной речи детей дошкольного возраста с нарушением слуха, которая выражается, во-первых, в особом сочетании трех форм речи (устной, письменной и дактильной) и, во-вторых, в раннем овладении ими грамотой. Важным условием в работе по формированию речи детей с нарушением слуха является правильное соотношение ее форм в зависимости от этапа работы над словом. На начальном этапе работы используется только устная форма речи. Далее подключается письменная форма речи. При соотношении двух форм речи одна из них является приоритетной в зависимости от возможностей самостоятельного устного воспроизведения ребенка. В работе со слабослышащими детьми такое соотношение имеет место на протяжении всех лет обучения. При использовании дактилологии письменная форма речи (табличка) является ведущей, пока ребенок не усвоил звукобуквенный состав слова. При его овладении ведущей формой речи становится устно-дактильная форма. По мере овладения ребенком произношением и звукобуквенной структурой слова ведущей формой становится устная речь без дактильного сопровождения. Введение письменной формы речи начинается с первого года обучения (в конце первого полугодия) детей с нарушением слуха и заключается в восприятии полных названий (слов, фраз), написанных на табличке простым печатным шрифтом. До введения письменной формы речи у детей с нарушением слуха предварительно необходимо сформировать готовность к ее восприятию. Для этого во второй части занятия по развитию речи следует проводить игровые упражнения, направленные на последовательное формирование представлений о графическом образе каждой буквы (осязание, конструирование, соотнесение, узнавание и т.д.); на соотнесение таблички на основе глобального восприятия за исключением тех слов, в состав которых входят буквы, с графическим образом которых они познакомились в процессе обучения произношению (папа, мама, тут, там, Тата и т.д.). При предъявлении таких слов на основе сопряженного воспроизведения дети начинают овладевать компонентами аналитического чтения целого слова. В дальнейшем процесс аналитического чтения совершенствуется и становится сначала вспомогательным средством для усвоения звуко- буквенного состава речевого материала с целью его самостоятельного воспроизведения, а затем и источником получения знаний, новых сведений и т.д. Написанное слово является наглядной опорой для его конструирования из разрезной азбуки с целью запоминания графического состава. Постепенно дети подводятся к чтению текстов с последующим овладением их содержанием через различные виды и приемы работы. В результате этого совершенствуется их речевое и общее развитие. Напоминаем, что в республике функционирует государственное специальное дошкольное учреждение «Республиканский центр для детей дошкольного возраста с нарушением слуха» (далее – Республиканский центр), в системе функций которого выделяется проведение консультативной работы с законными представителями обучающихся, педагогическими работниками учреждений образования 14 по вопросам обучения, воспитания и развития детей данной категории. В Республиканском центре сегодня функционируют группы, в которых обучаются неслышащие и слабослышащие дети, в том числе с нарушением слуха, компенсированным кохлеарным имплантом, а также группы кратковременного пребывания. В Республиканском центре активно используются технические средства социальной реабилитации: аппаратуры коллективного пользования «Верботон Г-10 М», «Верботон Иретон ИРМ 12» системы для беспроводной, инфракрасной передачи речи; аппаратуры для индивидуальной работы и функциональной диагностики «Верботон Г- 20», вибростол, слухоречевые тренажеры, индивидуальные слуховые цифровые аппараты и другое сурдотехническое оборудование. Обобщен опыт работы с применением данных технических средств. Республиканский центр также является филиалом кафедры сурдопедагогики учреждения образования «Белорусский государственный педагогический университет имени Максима Танка».

         Информацию о проведении и результатах инновационного проекта «Внедрение программного обеспечения коррекционно-развивающей работы с детьми с нарушением слуха, компенсированным кохлеарным имплантом, раннего и дошкольного возраста», а также материалы по обобщению опыта работы Республиканского центра можно найти на сайте учреждения rcr.by.

           Прием воспитанников в Республиканский центр осуществляется на основании учета нуждающихся ежегодно с 1 июня по 10 августа – для воспитанников из Брестской, Витебской, Гомельской, Гродненской, Минской и Могилевской областей, с 10 августа по 31 августа – для воспитанников из г. Минска.

           Прием воспитанников в течении учебного года осуществляется только при наличии свободных мест в группах. Зачисление воспитанников в Республиканский центр осуществляется приказом директора на основании следующих документов: заявления законных представителей воспитанников; медицинской справки о состоянии здоровья; врачебного заключения о состоянии слуха (аудиограммы); заключения государственного центра коррекционно-развивающего обучения и реабилитации; направления в Республиканский центр, выданного управлением образования, спорта и туризма администрации Фрунзенского района г. Минска.

         При реализации отдельных разделов и тем образовательных областей «Ребенок и общество», «Искусство» учебного плана специального дошкольного учреждения для детей с нарушениями зрения рекомендуется участие учителя-дефектолога на занятиях и в режимных моментах воспитателя. Современный подход к организации диагностики и планированию коррекционно-развивающей работы отражается в особых по содержанию, временной перспективе и форме планах: перспективном, календарно-тематическом, ежедневном.          

         Перспективный план составляется на квартал. Из перспективного плана вытекает календарно- тематическое планирование, которое охватывает временной промежуток от недели до месяца. Ежедневный план предполагает постановку задач, разработку содержания и формы его подачи, подбор методов и приемов, средств коррекционной работы для каждого конкретного занятия.

       Коррекционные занятия с детьми с нарушениями зрения имеют единую четко выраженную структуру: организационный момент; актуализация (повторение) умений, знаний; формирование умений, знаний (согласно задаче); практикования (отработка умений на практике), самый продолжительный этап; контроля и оценки.

       Реализация направлений коррекционных занятий учебного плана специального дошкольного учреждения для детей с нарушениями зрения предполагает взаимодействие различных специалистов (учителя- дефектолога, психолога, медицинского работника, воспитателя и других) и участие законных представителей ребенка, что обеспечивает эффективность коррекционно-развивающей работы.

         В процессе организации коррекционно-развивающей работы по развитию зрительного восприятия особое внимание следует обратить на формирование системы сенсорных эталонов, проведение зрительной гимнастики и подбор дидактического материала с учетом зрительных возможностей детей. Формирование системы сенсорных эталонов осуществляется через использование методики формирования эталонов светлот (специальные матрицы), использование стимульного материала для формирования эталонов цвета (специальные матрицы) и наличие заданий по формированию зрительно-пространственной ориентации.

         При проведении зрительной гимнастики рекомендуется осуществлять дифференциацию зрительных упражнений по дидактической задаче (подготовительные упражнения, релаксирующие упражнения и другие), а также учитывать возрастные особенности и зрительные нарушения при подборе заданий. Подбор дидактического материала включает 16 подбор предметных, сюжетных изображений и изображений других жанров (пейзажные, бытовые и др.). Организация коррекционной работы по развитию познавательной деятельности дошкольников с нарушениями зрения направлена на формирование способов познавательной деятельности.

         Усилия учителя- дефектолога концентрируются на формировании умений воспитанников рассказывать, наблюдать, рассматривать, экспериментировать и т.д. Основой эффективной коррекционно-развивающей работы по пространственному ориентированию и мобильности детей дошкольного возраста с нарушениями зрения является развитие моторики, основных движений (непринужденность, свобода) и их координации. Основными направлениями работы являются: обучение передвижению с тростью при ориентировании в пространстве, которое рекомендуется начинать с трехлетнего возраста (развиты основные локомоции).

             Необходимость раннего обучения детей дошкольного возраста с нарушениями зрения пространственному ориентированию и мобильности связана с эффективностью усвоения знаний и овладения практическими умениями в этой области, преодолением фобии (страха) пространства; формирование умений использовать доступную зрительную информацию в зависимости от учебной задачи, что предполагает формирование у ребенка умений выбирать из нескольких зрительных сигналов те, которые наиболее рационально позволяют решить проблему (задачу) пространственного ориентирования и мобильности; накопление опыта передвижения в разных пространственных ситуациях, что предусматривает создание условий, стимулирующих ребенка самостоятельно ориентироваться в закрытом и открытом пространстве; формирование функциональных умений, позволяющих ребенку продемонстрировать их в деятельности пространственного ориентирования и мобильности.

             При организации коррекционно-педагогической работы по социально-бытовой ориентировке следует обратить внимание на формирование предметных представлений (умения выделять существенные и несущественные признаки предметов, осуществлять обследование предметов, выделять их свойства и качества и др.) и функциональных умений (обращения с предметами (средствами гигиены, посудой, предметами для осуществления трудовых действий); реализации способов организации быта (уборка игрушек, сервировка стола, одевание), взаимодействия с ближайшим социальным окружением (обращение за помощью, оказание помощи, приглашение к взаимодействию, объяснение своих действий) детей с нарушениями зрения. Данные умения позволяют воспитанникам с нарушениями зрения преодолевать имеющиеся ограничения и обеспечивают достижение ими максимально возможного независимого образа жизни.

         Обращаем внимание специалистов, что в инструктивно- методическом письме «О работе педагогических коллективов учреждений образования, реализующих образовательные программы специального образования на уровне дошкольного образования, в 2012/2013 учебном году» указано соотношение образовательных областей, коррекционных занятий, представленных в учебных планах специального образования на уровне дошкольного образования, и видов занятий, указанных в учебных программах и программах коррекционных занятий, на примере учебно-программной документации, используемой при организации образовательного процесса с детьми с тяжелыми нарушениями речи. В группах для детей с заиканием образовательный процесс рекомендуется осуществлять с использованием программного материала и рекомендаций программы «Коррекционная работа с детьми с заиканием» (2010 год). Для обеспечения единого речевого режима и преемственности в последовательной работе по формированию плавной (без запинок) речи воспитанников при постепенном овладении ими разными формами речи (от простейшей ситуативной до контекстной) рекомендуется четкое согласование планов работы воспитателя, реализующего программу по образовательным областям, с планами коррекционных занятий учителя-дефектолога (учителя-логопеда).

         Актуальными для специалистов, работающих с детьми с тяжелыми нарушениями речи, остаются вопросы формулировки тем и задач коррекционных занятий.

         Темы подгрупповых занятий по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи, а также некоторых индивидуальных занятий на начальных этапах коррекционной работы, лексические («Семья», «Осень» и т.д.). При проведении подгрупповых и индивидуальных занятий по формированию произносительной стороны речи формулируются примерные темы «Гласные звуки …», «Звук с» и т.д.

         Рекомендуется определять конкретные задачи занятий, отражающие формирование у детей определенных умений, степень овладения которыми в конце занятия можно реально оценить.

Например, «формировать умение воспроизводить простые ритмы с помощью хлопков и отстукивания», «развивать умение образовывать глаголы приставочным способом с опорой на образец» и т.д.

       Напоминаем, что особое место при организации образовательного процесса с детьми с тяжелыми нарушениями речи отводится работе по развитию коммуникативной функции речи.

         Интенсификация речевого общения обусловливает возникновение широкой речевой практики. Стимулятором коммуникации выступает правильно подобранный материал, который доступен детям для произношения, актуален для общения. Важно также создание благоприятных условий, использование различных видов работ, непосредственно направленных на коммуникацию. Необходимо научить детей применять отработанные речевые операции в аналогичных или новых ситуациях, творчески реализовывать полученные навыки в различных видах деятельности.

           Важным аспектом планирования логопедического занятия является система повторений. Повторение должно быть осознанным, а не механическим. Это достигается сменой видов упражнений, которые детям интересны и в которых есть элемент новизны. Для закрепления материала в систему повторения подключается ситуация, которую необходимо специально создавать или использовать спонтанно возникшую. На занятии используются различные методы: практические, наглядные и словесные. Выбор и использование того или иного метода определяется характером речевого нарушения, содержанием, целями, задачами логопедического воздействия, этапом работы, индивидуально-психологическими особенностями ребёнка. Для отдельных категорий детей на логопедическом занятии необходимо учитывать принцип дозированности объёма предлагаемого материала. Критерием отбора и комбинирования методов и приёмов обучения детей является смена видов деятельности: называние картинок, сопряжённое и отражённое проговаривание, придумывание слов на заданный звук, слушание и др. Необходимо так спланировать логопедическое занятие, чтобы у детей попеременно были задействованы различные анализаторы: слуховой, зрительный, речедвигательный, тактильный и т.д.

             В логопедической работе традиционно реализуются два взаимосвязанных направления: коррекция речевого нарушения и предупреждение, преодоление вторичных отклонений познавательной и эмоционально-волевой сферы. Эффективность коррекционной работы обеспечивается «психологизацией» логопедических занятий, насыщением их общеразвивающим материалом. Традиционные приемы работы по коррекции нарушений речи модифицируются учителем- логопедом для решения задач развития познавательных способностей ребенка. Рекомендации по развитию познавательных процессов у дошкольников с общим недоразвитием речи на занятиях по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи, формированию произносительной стороны речи, обучению грамоте; примерные игры и упражнения по развитию внимания, представлений, памяти, воображения, мышления детей представлены в пособии Н.Н. Баль, Н.В. Дроздовой «Развитие познавательной деятельности детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи на коррекционных занятиях» ( 2015). При организации образовательного процесса с детьми с нарушениями психического развития (трудностями в обучении) рекомендуется обратить внимание на работу по предупреждению специфического расстройства арифметических навыков (дискалькулии). Для этого в первую очередь необходимо проводить работу по выявлению детей старшего дошкольного возраста с факторами риска возникновения дискалькулии. В этой связи особое значение имеет изучение состояния у детей элементарных математических представлений. Обращаем внимание, что одним из нормативных возрастных показателей развития ребенка дошкольного возраста является овладение к четырем годам дочисловыми количественными представлениями. Несформированность этих представлений у детей старшего дошкольного возраста не должна оставаться без внимания учителей- дефектологов. При изучении элементарных математических представлений рекомендуется использование следующих заданий. показ и называние качественных признаков предметов (цвет, форма, величина); сравнение предметов по величине практическим путем; группировка по одному, по двум качественным признакам; сериация (составление упорядоченного ряда предметов по убыванию признака, по возрастанию признака, с чередованием признака); различение множеств по количественному признаку (различение один–много–мало; различение понятий все, каждый; умение отвечать на вопрос «сколько?» словами «один», «много»; сравнение множеств из двух и трех (трех и четырех) предметов по количеству путем наложения, приложения, попарного объединения их элементов, выбираемых по одному из каждого множества, и путём графического соотнесения; установление отношений больше – меньше, столько же, поровну, на один больше, на один меньше; 20 преобразование множеств, изменяющих количество (уравнивание количества, увеличение количества, уменьшение количества); пространственная ориентировка (ориентировка на себе (определение правой и левой части тела); использование в речи слов, выражающих расположение предметов в пространстве (на, под, за, рядом), направление движения (вперёд, назад, вверх, вниз), расположение предметов в пространстве в ситуации сравнения (выше – ниже, далеко – близко, дальше – ближе); ориентировка на листе бумаги (расположение объекта вверху, внизу, в середине листа). В оценке выполнения приведенных заданий отражаются самостоятельность их выполнения и эффективность принятия помощи. С учетом результатов изучения элементарных математических представлений определяются конкретные задачи коррекционной работы. Напоминаем, что при осуществлении интегрированного обучения и воспитания специальные группы, группы интегрированного обучения и воспитания в учреждениях дошкольного образования открываются при наличии ряда созданных специальных условий, в том числе: подготовленных педагогических кадров (воспитателей и учителей- дефектологов); материально-техническом и учебно-методическом обеспечении интегрированного обучения и воспитания; использовании специальных методик обучения; создании адаптивной образовательной среды. Решение о создании специальных групп, групп интегрированного обучения и воспитания принимает учредитель учреждения образования, иной организации, индивидуальный предприниматель, которым в соответствии с законодательством предоставлено право осуществлять образовательную деятельность. Прием обучающихся в группы для освоения содержания образовательных программ специального образования осуществляется на основании заключения государственного центра коррекционно-развивающего обучения и реабилитации и в порядке, установленном для приема лиц в учреждения образования для освоения содержания образовательной программы дошкольного образования. При комплектовании следует учитывать нормы наполняемости специальных групп, групп интегрированного обучения и воспитания, установленные статьями 147 и 268 Кодекса Республики Беларусь об образовании, положениями о соответствующем виде учреждения 21 образования и инструкцией о порядке создания специальных групп, групп интегрированного обучения и воспитания, специальных классов, классов интегрированного обучения и воспитания и организации образовательного процесса в них. Прием воспитанников с особенностями психофизического развития в учреждения дошкольного образования осуществляется на основании заявления законного представителя воспитанника (хранится у администрации учреждения образования); направления в учреждение образования для освоения содержания образовательной программы специального образования на уровне дошкольного образования, образовательной программы специального образования на уровне дошкольного образования для лиц с интеллектуальной недостаточностью, выданное местным исполнительным и распорядительным органом по месту нахождения учреждения образования (хранится у администрации учреждения образования); медицинской справки о состоянии здоровья ребенка; заключения центра коррекционно-развивающего обучения и реабилитации (хранятся у администрации учреждения образования) с рекомендациями об организации образовательного процесса и согласием законных представителей обучающегося с заключением. На основании решения местных исполнительных и распорядительных органов об открытии специальных групп, групп интегрированного обучения и воспитания, заключений государственного центра коррекционно-развивающего обучения и реабилитации и заявлений законных представителей воспитанников оформляется приказ руководителя учреждения образования об организации интегрированного обучения и воспитания.

         Педагогическим работникам, осуществляющим интегрированное обучение и воспитание в учреждении образования рекомендуется ведение следующей документации: учебного плана специальной группы, группы интегрированного обучения и воспитания на текущий учебный год, утвержденного руководителем учреждения образования и согласованного с директором центра коррекционно-развивающего обучения и реабилитации; календарно-тематического планирования по образовательным областям, по коррекционным занятиям и ежедневного планирования занятий с воспитанниками с особенностями психофизического развития; расписания занятий по образовательным областям и расписания коррекционных занятий, утвержденных руководителем учреждения образования; журнала (тетради) учета проведенных занятий и посещения их детьми; тетради преемственности в работе учителя-дефектолога и воспитателя. Социально-педагогическая поддержка воспитанников и оказание им психологической помощи осуществляется социально- педагогической и психологической службой учреждения образования в рамках должностных инструкций. В учреждении образования решением руководителя учреждения может создаваться группа психолого- педагогического сопровождения детей с особенностями психофизического развития.

           Деятельность группы психолого- педагогического сопровождения в случае ее создания отражается в годовом плане работы группы, обеспечивается ведением индивидуальных карт психолого-педагогического сопровождения на каждого воспитанника с особенностями психофизического развития и наличием рабочих и аналитических материалов заседаний группы.

           Заявления о зачислении обучающихся в группу интегрированного обучения и воспитания рекомендуется предоставлять законным представителям всех воспитанников группы. В случае, если в группе интегрированного обучения и воспитания неполной наполняемости обучается один воспитанник и он отсутствует, учитель-дефектолог выполняет на основании приказа руководителя учреждения образования другую работу в соответствии с функциональными обязанностями.

         Учет выполненной во время отсутствия обучающегося работы осуществляется в учреждении образования. В расписании коррекционных занятий, проводимых в специальной группе или группе интегрированного обучения и воспитания, указывается название коррекционных занятий, день и время проведения. В случае необходимости замена воспитателя, учителя-дефектолога специальной группы, группы интегрированного обучения и воспитания в учреждении дошкольного образования осуществляется в том же порядке, что и других педагогических работников.

         Обращаем внимание, что в 2015/2016 учебном году будет продолжено изучение состояния работы по организации интегрированного обучения и воспитания в учреждениях образования, реализующих в том числе образовательные программы специального образования на уровне дошкольного образования: октябрь – Могилевская область; ноябрь – Минская область; 23 декабрь – Гомельская область. Различные аспекты организации образовательного процесса в учреждениях образования, реализующих образотельные программы специального образования, в 2015/2016 учебном году будут рассматриваться в рамках следующих республиканских мероприятий: республиканское совещание к началу учебного года «Организация инклюзивного образования лиц с особенностями психофизического развития», сентябрь 2015 г.; республиканский научно-практический семинар «Содержательные аспекты подготовки к конкурсу “Современные технологии в специальном образовании”», декабрь 2015 г.; республиканский научно-практический семинар «Коррекционная направленность образовательного процесса с детьми дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи», март 2016 г.

V. ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В СПЕЦИАЛЬНОМОБРАЗОВАНИИ

           В 2014 году завершилась работа по созданию электронных учебно-методических комплексов (далее – ЭУМК) с электронными компонентами для системы специального образования с использованием виртуальной обучающей среды Moodle.

           Разработаны справочно-информационные, контрольно-диагностические и интерактивные модули ЭУМК по образовательным областям «Развитие речи», «Обучение грамоте», «Ребенок и общество», «Ребенок и природа», «Искусство», «Элементарные математические представления» учебного плана специального дошкольного учреждения для детей с интеллектуальной недостаточностью, которые представляют для педагогов широкие возможности проектирования адаптивно- адаптирующей образовательной среды с реализацией принципиально новых методов, форм, средств обучения и использованием новых подходов к организации процесса обучения.

         Справочно-информационные модули ЭУМК обеспечивают оптимизацию процесса подготовки учителя-дефектолога к занятиям с детьми с интеллектуальной недостаточностью, содержат справочную информацию, методические наработки по различным образовательным областям.

           В структуре и содержании контрольно-диагностических модулей выделяются диагностическое и педагогическое направления. Разработанные материалы можно будет использовать на всех этапах обследования с учетом возрастных и психолого-педагогических 24 особенностей категории обучающихся с интеллектуальной недостаточностью.

           Использование новых, диагностических средств в коррекционно-развивающей работе позволит повысить уровень мотивации обучающихся, задать индивидуальный темп и объем выполнения задания, т.е. персонифицировать процесс коррекционно- развивающей работы, оперативно увидеть результат выполнения задания и оценку его выполнения. Интерактивные модули ЭУМК предоставляют возможность организовать фронтально и индивидуально образовательный процесс с обучающимися с интеллектуальной недостаточностью и на занятиях, и во время других видов деятельности под руководством учителя- дефектолога или воспитателя. ЭУМК размещены на национальном образовательном портале по адресу e-vedy.adu.by в разделе «Электронные образовательные ресурсы»/«Специальное образование»/«Дети дошкольного возраста с интеллектуальной недостаточностью». Обращаем внимание, что право доступа к ЭУМК по специальному образованию предоставляется пользователям, зарегистрированным на национальном образовательном портале. При регистрации в графе «преподаваемый предмет» необходимо указать «специальное образование». Дополнительную информацию об ЭУМК можно получить в лаборатории специального образования Научно-методического учреждения «Национальный институт образования» Министерства образования Республики Беларусь по тел. +375 17 229 19 74.              

             В целях развития информационного образовательного пространства Республики Беларусь, выявления и распространения лучших образцов инновационного опыта педагогических работников в разработке и использовании ИКТ и электронных образовательных ресурсов в образовательном процессе, создания условий для профессиональной и личностной самореализации педагогических работников Министерством образования Республики Беларусь ежегодно проводится республиканский конкурс «Компьютер. Образование. Интернет». В 2014/2015 учебном году в номинации «Электронный образовательный ресурс» (категория «ЭОР в специальном образовании») представлялись работы, созданные в основном для специалистов пунктов коррекционно-педагогической помощи учреждений дошкольного и общего среднего образования.

           Несколько работ учреждениями специального образования было представлено и в номинации «Официальный сайт учреждения образования».

         Напоминаем, что на образовательном портале www.adu.by в разделе 25 «Медиатека» представлен каталог творческих проектов победителей республиканского конкурса «Компьютер. Образование. Интернет» (http://adu.by/?p=122), который постоянно пополняется. В 2015/2016 году особое внимание рекомендуется уделить работе сайтов учреждений образования.

       Сегодня сайт учреждения образования способствует формированию позитивного имиджа учреждения, предоставлению информации о достижениях воспитанников и педагогического коллектива, об особенностях учреждения, его истории, образовательных программах, проектах. Сайт может выступать средством организации и сопровождения образовательного процесса; площадкой для сетевого взаимодействия всех участников образовательного процесса.

       Деятельность сайтов учреждений образования регулируется следующими нормативными правовыми документами: Указом Президента Республики Беларусь от 1 февраля 2010 г. № 60 «О мерах по совершенствованию использования национального сегмента сети Интернет» (в ред. от 23 января 2014 г. № 46); постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 29 апреля 2010 г. № 644 «О некоторых вопросах совершенствования национального сегмента глобальной компьютерной сети Интернет» (в ред. от 31 декабря 2014 г. № 1281); постановление Совета Министров Республики Беларусь от 29 апреля 2010 г. № 645 «О некоторых вопросах интернет-сайтов государственных органов и организаций и признании утратившим силу постановления Совета Министров Республики Беларусь от 11 февраля 2006 г. № 192» (в ред. от 8 мая 2015 г. № 391); Информационные технологии. Интернет-сайты государственных органов и организаций. Требования / Государственный стандарт СТБ 2105-2012 (утвержден постановлением Госстандарта Республики Беларусь от 13 декабря 2012 г. № 79). Рекомендации по разработке официальных сайтов учреждений образования содержатся также в письме Министерства образования Республики Беларусь от 15 февраля 2008 г. № 03-29/423 «О выполнении в 2008 году мероприятий программы «Комплексная информатизация системы образования Республики Беларусь на 2007-2010 годы».

       Информационное наполнение сайта должно включать общую информацию (полное и краткое наименование учреждения, почтовый адрес, вышестоящий орган управления, контактные телефоны, E-mail; сведения об администрации учреждения, контактная информация (телефоны, E-mail), график приема граждан; нормативная правовая база деятельности учреждения (устав, положения, условия приема, режим 26 работы и т.п.); статистическую информацию (сведения о педагогическом коллективе, сведения об учебно-материальной базе, количественный состав обучающихся, количество групп, их наполняемость); информацию об образовательном процессе (расписание занятий; сведения о проведении плановых мероприятий; сведения о клубах, общественных организациях и т.д.); дополнительную информацию (сведения о достижениях учреждения; методические разработки специалистов учреждения; лучшие работы обучающихся).

         В целях установления международного сотрудничества в сфере специального дошкольного образования можно создать версию информации на иностранном языке.

         Обновление информации на сайте рекомендуется осуществлять не реже 1 раза в неделю. Напоминаем, что информация о значимых мероприятиях, состоявшихся в регионе, предоставляется для размещения на сайте отдела специального образования Министерства образования Республики Беларусь asabliva.by по адресу Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра. в течение 3 рабочих дней после их проведения, анонс планируемых мероприятий – не менее, чем за неделю до проведения. Материалы оформляются в виде отдельного файла, они должны быть достоверны и грамотны, фото детей досылаются с согласия их законных представителей. Обращаем внимание на возможность размещения материалов из опыта работы с детьми с особенностями психофизического развития, авторских разработок на сайте asabliva.by в разделе «Asablivым специалистам»/ «Методическая помощь»/ «Методическая копилка для специалистов» или «Педагогический опыт». Материалы для размещения необходимо направлять по адресу Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра. с указанием, для каких педагогических работников они предназначены. Для внесения изменений в каталог образовательных учреждений сайта областным управлениям образования, комитету по образованию г. Минска необходимо до 1 октября текущего года предоставлять уточненные сведения об учреждениях специального образования региона.

VI. ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ СИСТЕМЫ СПЕЦИАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

           Одним из важнейших направлений непрерывного образования педагогических работников системы специального образования является повышение квалификации.

           Повышение квалификации кадров образования в государственном учреждении образования «Академия последипломного образования» (далее – АПО) во втором полугодии 2015 года предусмотрено в трех основных направлениях: Повышение квалификации руководящих работников и педагогов учреждений образования, работающих в условиях интегрированного обучения и воспитания, и не имеющих специального образования: заведующих и заместителей заведующих по основной деятельности учреждений дошкольного образования по теме «Организация образовательного процесса с детьми с особенностями психофизического развития» (сроки проведения: 19.10.2015 – 23.10.2015); воспитателей, работающих в группах интегрированного обучения и воспитания, по теме «Коррекционная направленность процесса обучения детей с особенностями психофизического развития» (сроки проведения: 12.10.2015 – 16.10.2015).          

             Повышение квалификации руководящих работников, воспитателей учреждений специального образования: воспитателей центров коррекционно-развивающего обучения и реабилитации (сроки проведения: 14.12.2015 – 18.12.2015); воспитателей специальных дошкольных учреждений, специальных групп для детей с тяжелыми нарушениями речи (сроки проведения: 21.09.2015 – 25.09.2015; 09.11.2015 – 13.11.2015). Повышение квалификации учителей-дефектологов: учителей-дефектологов групп интегрированного обучения и воспитания (сроки проведения: 30.11.2015 – 04.12.2015); учителей-дефектологов пунктов коррекционно-педагогической помощи учреждений дошкольного образования (сроки проведения: 14.12.2015 – 18.12.2015); учителей-дефектологов центров коррекционно-развивающего обучения и реабилитации, специальных дошкольных учреждений, пунктов коррекционно-педагогической помощи учреждений дошкольного образования по теме «Дифференциальная диагностика речевых нарушений и сходных состояний» (дистанционная форма, продолжительность с 02.11.2015 по 24.12.2015, очное присутствие 02.11.2015 - 06.11.2015).

         Предусмотрено также       повышение квалификации

на платной основе: учителей-дефектологов, воспитателей учреждений специального образования по теме «Технология обобщения, описания и представления эффективного опыта педагогической деятельности» (сроки проведения: 19.10.2015 – 23.10.2015).

       Прохождение такого повышения квалификации рекомендуется всем готовящимся к сдаче квалификационного экзамена на присвоение и подтверждение высшей квалификационной категории; специалистов центров коррекционно-развивающего обучения и реабилитации по теме «Содержание и организация ранней комплексной помощи детям с особенностями психофизического развития» (сроки проведения: 02.11.2015 – 06.11.2015); учителей-дефектологов по теме «Специфика коррекционно- педагогической помощи детям с кохлеарными имплантами» (сроки проведения: 16.11.2015 – 20.11.2015).

Повышение квалификации в рамках всех указанных направлений и тем планируется реализовывать и в 2016 году. Кроме того, планируется повышение квалификации учителей-дефектологов специальных дошкольных учреждений, пунктов коррекционно- педагогической помощи учреждений дошкольного образования, групп интегрированного обучения и воспитания по теме «Использование средств логопедической ритмики в коррекционно-педагогической работе учителя-дефектолога»; учителей-дефектологов, воспитателей, работающих с детьми с нарушением слуха по теме «Формирование коммуникативных умений у детей с нарушением слуха». Для повышения профессиональной компетентности педагогических работников, реализующих образовательные программы специального образования, в том числе, в условиях интегрированного обучения и воспитания, в АПО планируется проведение тематического семинара на платной основе обучения «Формирование толерантного отношения к детям с особенностями психофизического развития» (20- 22 октября 2015 года).

         При организации методической работы в регионах в 2015/2016 году рекомендуется особое внимание уделить организации разнообразных методических мероприятий для педагогических работников, работающих в специальных группах, группах интегрированного обучения и воспитания и не имеющих подготовки в области специального образования.

         Тематику и сроки повышения квалификации в 2016 году на бюджетной и на платной основе можно уточнить на сайте АПО http://www.academy.edu.by , а также по телефону: +375 17 285-78-44.

         Во втором полугодии 2015 года в соответствии с приказом Министерства образования Республики Беларусь от 24 декабря 2014 г. № 981 в Институте повышения квалификации и переподготовки учреждения образования «Белорусский государственный педагогический университет имени Максима Танка» (далее – 29 ИПКиП БГПУ) будут реализовываться следующие образовательные программы повышения квалификации: педагогических работников учреждений дошкольного образования по темам «Психолого-педагогические основы деятельности педагога учреждения дошкольного образования» (сроки проведения: 24.08.2015 – 28.08.2015) и «Научно-методические основы интегрированного обучения и воспитания детей дошкольного возраста» (сроки проведения: 07.09.2015 – 11.09.2015); педагогических работников учреждений образования по темам «Основы документационного обеспечения управления учреждением образования» (сроки проведения: 21.09.2015 – 25.09.2015) и «Педагогический опыт: теория и практика описания и представления» (сроки проведения: 30.11.2015 – 04.12.2015); учителей-дефектологов, педагогических работников учреждений специального образования по темам «Диагностика и коррекция дизартрии у детей» (сроки проведения: 21.09.2015 – 25.09.2015), «Коррекционно-развивающая работа с детьми дошкольного возраста с нарушениями зрения» (сроки проведения: 26.10.2015 – 30.10.2015) и «Диагностика и коррекция дискалькулии у детей» (сроки проведения: 02.11.2015 – 06.11.2015). В 2016 году ИПКиП БГПУ планируется реализация образовательных программ повышения квалификации руководящих работников и специалистов по различным направлениям: диагностическая деятельность (диагностика нарушений речи у детей дошкольного возраста; диагностика и коррекция дизартрии у детей; диагностика и коррекция нарушений произносительной стороны речи у детей); использование ИКТ (интерактивная доска: создание образовательного продукта; информационные технологии как средство логопедической работы; использование обучающих компьютерных программ в системе коррекционно-педагогической работы по формированию социально-бытовой компетентности детей с особенностями психофизического развития; создание и использование мультимедийных учебно-методических материалов; создание электронных средств обучения для детей с особенностями психофизического развития); образовательный процесс в учреждениях образования с различными категориями детей (содержание обучения изобразительному искусству детей дошкольного возраста с тяжелыми и множественными нарушениями развития; коррекционная работа с детьми с кохлеарными имплантами; коррекционно-педагогическая работа с детьми дошкольного возраста с тяжелыми и (или) множественными физическими и (или) психическими нарушениями в условиях центра коррекционно-развивающего обучения и реабилитации; система работы с детьми с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата в условиях центра коррекционно- развивающего обучения и реабилитации; ребенок с синдромом дефицита внимания и гиперактивности в группе; психолого- педагогическое сопровождение интегрированного обучения и воспитания в учреждении дошкольного образования); деятельность учреждения образования (здоровьесберегающая деятельность учреждения дошкольного образования; организация активно-развивающей сенсорной среды в детском саду (группе); повышение квалификации педагогических работников (педагогические инновации в инклюзивном образовании; педагогический опыт: теория и практика описания и представления; научно-методические основы интегрированного обучения и воспитания детей дошкольного возраста). Занятия групп, полностью укомплектованных работниками одного учреждения (района, города; 25-30 человек), могут быть проведены на базе учреждения образования (в период каникул, 1-2 раза в неделю – по согласованию с администрацией) или на базе ИПКиП БГПУ. По окончании обучения выдается свидетельство государственного образца о повышении квалификации. Заявки на повышение квалификации, обучающие курсы и стажировку педагогических работников в ИПКиП БГПУ (на бюджетной и платной основе) с указанием образовательной программы по приведенным выше тематикам можно направлять по адресу: 220116, г. Минск, ул. Голубева, 26/2, ИПКиП БГПУ; по тел./факсу: 277-10-90, 380- 25-76 или по электронной почте: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра. . Дополнительная информация размещена на сайте www.ipkip.by.

         При организации образовательного процесса с детьми с особенностями психофизического развития на уровне дошкольного образования следует также учитывать инструктивно-методическое письмо «О работе педагогических коллективов учреждений образования, реализующих образовательную программу специального образования на уровне общего среднего образования, образовательную программу специального образования на уровне общего среднего образования для лиц с интеллектуальной недостаточностью, в 2015/2016 учебном году».

ПРИЛОЖЕНИЕ

             Перечень учебных изданий, рекомендованных для использования вучреждениях образования, реализующих образовательную программу специального образования на уровне дошкольного образования, образовательную программу специального образования на уровне дошкольного образования для лиц с интеллектуальной недостаточностью при организации образовательного процесса с детьми с интеллектуальной недостаточностью:

Физическая культура

Мыслюк, В.В., Кислякова, Ю.Н. Воспитание и обучение детей

дошкольного возраста с интеллектуальной недостаточностью: учебно-методическое пособие для учителей-дефектологов. Минск: Адукацыя і выхаванне, 2010 (Серия «Азбука самостоятельности»).

Ребенок и общество

Боровская, И.К. и др. Мир моего детства: пособие для работы с детьми с особенностями психофизического развития дошкольного и младшего школьного возраста. Минск: Харвест, 2006;

Кислякова, Ю.Н. Все смогу сам: учебное наглядное пособие для педагогов учреждений образования, реализующих образовательную программу специального образования на уровне дошкольного образования для лиц с интеллектуальной недостаточностью. Минск: Адукацыя і выхаванне, 2014 (Серия «Азбука самостоятельности»).

Элементарные математические представления

Мыслюк, В.В. Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста с интеллектуальной недостаточностью: учебно-методическое пособие для педагогов. Минск, Народная асвета, 2007 (Серия «Азбука самостоятельности»);

Захарова, Ю.В. Играя, учись: пособие для педагогов, работающих с детьми дошкольного возраста с особенностями психофизического развития. Мозырь: ООО ИД «Белый Ветер», 2007;

Былино, М.В., Томукевич, О.Т. Величина и форма: игры, упражнения: учебное наглядное пособие для педагогов учреждений образования, реализующих образовательную программу специального образования на уровне дошкольного образования для лиц с интеллектуальной недостаточностью. Минск: Адукацыя і выхаванне, 2014 (Серия «Азбука самостоятельности»);

Мыслюк, В.В. Количество и счет: учебное наглядное пособие для педагогов учреждений образования, реализующих образовательную программу специального образования на уровне дошкольного образования для лиц с интеллектуальной недостаточностью. Мозырь: ООО ИД «Белый Ветер», 2015 (серия «Азбука самостоятельности»).

Ребенок и природа

Кислякова, Ю.Н. Ознакомление с окружающим миром детей дошкольного возраста с интеллектуальной недостаточностью: учебно-методическое пособие для педагогов. Минск: Народная асвета, 2007 (Серия «Азбука самостоятельности»);

Оглоблина, И.Ю. Играем, наблюдаем: учебно- методическое пособие для педагогов и воспитателей, работающих с детьми дошкольного возраста с особенностями психофизического развития. Минск: Народная асвета, 2005.

Развитие речи

Мыслюк, В.В., Кислякова, Ю.Н. Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с интеллектуальной недостаточностью: учебно-методическое пособие для учителей-дефектологов. Минск: Адукацыя і выхаванне, 2010 (Серия «Азбука самостоятельности»).

Искусство

Захарова, Ю.В. Формирование изобразительной деятельности у детей дошкольного возраста с интеллектуальной недостаточностью: учебно-методическое пособие для педагогов. Минск: Народная асвета, 2011 (Серия «Азбука самостоятельности»);

Захарова, Ю.В. 35 развивающих уроков рисования для дошкольников с методическим приложением. Минск: ЧУП «Изд-во Юнипресс», 2004; Клезович, О.В. Музыкальные игры и упражнения для развития и коррекции речи детей: пособие для дефектологов, музыкальных руководителей и воспитателей. Минск: Аверсэв, 2005;

Былино, М.В., Томукевич, О.Т. Разноцветный мир: учебное наглядное пособие для педагогов учреждений образования, реализующих образовательную программу специального образования на уровне дошкольного образования для лиц с интеллектуальной недостаточностью. Минск: Адукацыя і выхаванне, 2014 (Серия «Азбука самостоятельности»); Клезович, О.В.

Музыкальное воспитание дошкольников с интеллектуальной недостаточностью: учебно-методическое пособие для педагогов учреждений образования, реализующих образовательную программу специального образования на уровне дошкольного образования для лиц с интеллектуальной недостаточностью. Минск: Издательский центр БГУ, 2014 (Серия «Азбука самостоятельности»).

Игра

Мыслюк, В.В., Кислякова, Ю.Н. Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с интеллектуальной недостаточностью: учебно-методическое пособие для учителей-дефектологов. Минск: Адукацыя і выхаванне, 2010 (Серия «Азбука самостоятельности»);

Демьяненок, Т.В., Кислякова, Ю.Н., Оглоблина, И.Ю. Я и окружающий мир: пособие для детей с особенностями психофизического развития. Минск: ОДО «Тонпик», 2004.

Пространственно- временная ориентировка

Боровская, И.К., Ковалец, И.В. Учимся ориентироваться в пространстве: пособие для детей дошкольного возраста с особенностями психофизического развития. Минск: Народная асвета, 2005;

Ковалец, И.В. Мой день: учебное наглядное пособие для педагогов учреждений образования, реализующих образовательную программу специального образования на уровне дошкольного образования для лиц с интеллектуальной недостаточностью. Минск: Народная асвета, 2013 (Серия «Азбука самостоятельности»).

Социально- эмоциональное развитие

Кислякова, Ю.Н., Былино, М.В. Учимся общаться: игры и упражнения для социально-эмоционального развития: учебное наглядное пособие для педагогов учреждений образования, реализующих образовательную программу специального образования на уровне дошкольного образования для лиц с интеллектуальной недостаточностью. Минск: Адукацыя і выхаванне, 2015 (Серия «Азбука самостоятельности»).

При организации образовательного процесса с детьми с нарушениями психического развития (трудностями в обучении):

Ребенок и общество

Боровская, И.К. Учусь быть здоровым: учебное наглядное пособие для педагогов учреждений, создавших условия для получения образования детьми дошкольного возраста с трудностями в обучении. Мозырь: ООО ИД «Белый Ветер», 2012 (серия «Учение с увлечением»);

Боровская, И.К. Опасные ситуации на дороге и дома: учебное наглядное пособие для педагогов учреждений, создавших условия для получения образования детьми дошкольного возраста с трудностями в обучении. Мозырь: ООО ИД «Белый Ветер», 2012 (серия «Учение с увлечением»).

Элементарные математические представления

Былино, М.В. Веселые фигуры: учебное наглядное пособие для педагогов учреждений, создавших условия для получения образования детьми дошкольного возраста с трудностями в обучении. Мозырь: ООО ИД «Белый Ветер», 2011 (серия «Учение с увлечением»);

Мыслюк, В.В. Считаю, рисую, решаю: учебное наглядное пособие для педагогов учреждений, создавших условия для получения образования детьми дошкольного возраста с трудностями в обучении. Мозырь: ООО ИД «Белый Ветер», 2011 (серия «Учение с увлечением»);

Мыслюк, В.В.

Числа и цифры: различаю, называю и пишу: учебное наглядное пособие для педагогов учреждений, создавших условия для получения образования детьми дошкольного возраста с трудностями в обучении. Мозырь: ООО ИД «Белый Ветер», 2011 (серия «Учение с увлечением»).

Развитие речи

Кислякова, Ю.Н. Звуковая мозаика: учебное наглядное пособие для педагогов учреждений, создавших условия для получения образования детьми дошкольного возраста с трудностями в обучении. Мозырь: ООО ИД «Белый Ветер», 2011 (серия «Учение с увлечением»).

Обучение грамоте

Кислякова, Ю.Н. Играю с буквами и словами: учебное наглядное пособие для педагогов учреждений, создавших условия для получения образования детьми дошкольного возраста с трудностями в обучении. Мозырь: ООО ИД «Белый Ветер», 2011 (серия «Учение с увлечением»).

Искусство

Былино, М.В. Маленький дизайнер: учебное наглядное пособие для педагогов учреждений, создавших условия для получения образования детьми дошкольного возраста с трудностями в обучении. Мозырь: ООО ИД «Белый Ветер», 2011 (серия «Учение с увлечением»);

Захарова, Ю.В. Рисуем узоры и орнаменты: учебное наглядное пособие для педагогов учреждений, создавших условия для получения образования детьми дошкольного возраста с трудностями в обучении. Мозырь: ООО ИД «Белый Ветер», 2011 (серия «Учение с увлечением»);

Захарова, Ю.В. Рисуем вместе: ты и я: учебное наглядное пособие для педагогов учреждений, создавших условия для получения образования детьми дошкольного возраста с трудностями в обучении. Мозырь: ООО ИД «Белый Ветер», 2011 (серия «Учение с увлечением»).

Социально- эмоциональное развитие

Ковалец, И.В. Мир моих эмоций: учебное наглядное пособие для педагогов учреждений, создавших условия для получения образования детьми дошкольного возраста с трудностями в обучении. Мозырь: ООО ИД «Белый
Ветер», 2012 (серия «Учение с увлечением»).

Пространственно- временная ориентировка

Ковалец, И.В. Смена сезонов: учебное наглядное пособие для педагогов учреждений, создавших условия для получения образования детьми дошкольного возраста с трудностями в обучении. Мозырь: ООО ИД «Белый Ветер», 2012 (серия «Учение с увлечением»).

Развитие речи на основе ознакомления с окружающим миром

Зайцева, Л.А. Ознакомление с окружающим миром детей с трудностями в обучении: пособие для педагогов учреждений дошкольного образования. Минск: Адукацыя і выхаванне, 2011.

При организации образовательного процесса с детьми с тяжелыми нарушениями речи:

Ребенок и общество

Кислякова, Ю.Н. Ребенок и общество: способы познания окружающего мира детьми с тяжелыми нарушениями речи: учебно-методическое пособие для педагогов учреждений образования, реализующих образовательную программу специального образования на уровне дошкольного образования. Мозырь: ООО ИД «Белый Ветер», 2015.

Формирование лексико- грамматических средств языка и развитие связной речи

Баль, Н.Н., Дроздова, Н.В. Логопедическая работа с детьми дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи: учебно-методическое пособие для учителей-дефектологов. Минск: Адукацыя і выхаванне, 2010;

Кислякова, Ю.Н., Былино, М.В. Развитие речи. Занимательные игры и упражнения: учебное наглядное пособие для педагогов учреждений образования, реализующих образовательную программу специального образования на уровне дошкольного образования. Минск: Народная асвета, 2013;

Боровская, И.К. Учимся рассказывать и говорить правильно: учебное наглядное пособие для педагогов учреждений образования, реализующих образовательную программу специального образования на уровне дошкольного образования. Минск: Народная асвета, 2013;

Кислякова, Ю.Н., Былино, М.В. Развитие речи.

Лексика и грамматика: учебное наглядное пособие для педагогов учреждений образования, реализующих образовательную программу специального образования на уровне дошкольного образования. Минск: Народная асвета, 2014;

Формирование произносительной стороны речи

Баль, Н.Н., Дроздова, Н.В. Логопедическая работа с детьми дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи: учебно-методическое пособие для учителей-дефектологов. Минск: Адукацыя і выхаванне, 2010;

Щерба, Н.В. Формирование произносительной стороны речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи: пособие для педагогов учреждений образования, реализующих образовательную программу специального образования на уровне дошкольного образования. Мозырь: ООО ИД «Белый Ветер», 2014.

При организации образовательного процесса с детьми с нарушением слуха: Все образовательные области Коррекционные занятия

Обухова, Т.И. Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с нарушением слуха: учебно-методическое пособие для педагогов. Минск: Адукацыя і выхаванне, 2011;

Обухова, Т.И. Дидактические и подвижные игры в коррекционной работе с детьми с нарушением слуха: учебно- методическое пособие для педагогов учреждений образования, реализующих образовательную программу специального образования на уровне дошкольного образования. Минск: Адукацыя і выхаванне, 2014.

При организации образовательного процесса с детьми раннего возраста (от рождения до трех лет):

Пособия 1. Винникова, Е.А. и др. Коррекционно-педагогическая работа с детьми до трех лет с особенностями 36 психофизического развития: пособие для педагогов- дефектологов/Под ред. М.В. Былино, Ю.Н. Кисляковой. Минск: Адукацыя і выхаванне, 2009; 2. Томукевич, О.Т.

Развитие речи у детей раннего возраста: учебное наглядное пособие для педагогов учреждений дошкольного образования. Минск: Адукацыя і выхаванне, 2011.

При организации образовательного процесса с разными категориями детей с особенностями психофизического развития:

Коррекционно-педагогическая работа в домах-интернатах для детей с умственным и физическим недоразвитием: учебно-методическое пособие для педагогов/Под ред. Т.В.Лисовской. Минск: Четыре четверти, 2008; Гальская, Н.В. Звоночек. Автоматизация звуков в игре. Минск: Аверсэв, 2001. Карнеева, Г.А. Выпраўленне гукавымаўлення ў дзяцей: вучэбна- метадычны дапаможнік для лагапедаў. Мінск: Народная асвета, 1998;

Коррекционная помощь детям с аутистическими нарушениями: пособие для педагогов центров коррекционно-развивающего обучения и реабилитации / И.В. Ковалец Т.Л. Лещинская, И.Е. Валитова [и др.]./Под ред. И.В.Ковалец, Т.Л.Лещинской. Минск: Народная асвета, 2014;

Дидактическое обеспечение коррекционной помощи детям с аутистическими нарушениями: пособие для педагогов центров коррекционно- развивающего обучения и реабилитации/И.В. Ковалец, Т.Л. Лещинская, И.Е. Валитова [и др.]./Под ред. И.В.Ковалец, Т.Л.Лещинской. Минск: Народная асвета, 2014; Баль, Н.Н., Дроздова, Н.В. Развитие познавательной деятельности детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи на коррекционных занятиях: пособие для педагогов учреждений образования, реализующих образовательную программу специального образования на уровне дошкольного образования. Минск: Народная асвета, 2015.