Программное содержание: учить детей чувствовать и понимать характер образов стихотворных произведений; учить передавать интонацией любование зимней природой при чтении стихов наизусть; обогащать активный словарь образными художественно-выразительными средствами (эпитеты, сравнения); воспитывать любовь к красоте природы; воспитывать любовь к художественному слову.
Оборудование: тексты стихотворений о зиме; иллюстрации и репродукции картин о зиме (разные по характеру, настроению, содержанию).
Предварительная работа: заучивание стихов о зиме, прогулка в зимний парк.
Ход занятия:
Воспитатель: Ребята, я очень люблю красивое время года – зиму и с нетерпением ждала её прихода. И вот, наконец, пошёл долгожданный снег, а ночью мне приснился сон, будто я очутилась в снежном царстве. Меня встретила прекрасная, добрая женщина, которую все называли Зимой-волшебницей. А вы хотите побывать во владениях Зимушки-зимы?
Дети: Да!
Воспитатель: Тогда отправляемся в путешествие. Для этого нам нужно закрыть глаза и дружно всем сказать волшебные слова:
Воспитатель: Сказка начинается!
В группу входит Зима (воспитатель переодевается в белый наряд).
Зима: Кто в пуховой шубке белой
Лёгкой поступью и смелой
Вышел в час утра?
Дети: Зимушка-зима.
Нежно, нежно, белоснежно
К нам пришла сама
Зимушка-зима,
Красавица-зима.
Зима: Я рада видеть вас в моём волшебном снежном царстве!
Ребёнок: Зимушка, мы тебя очень любим и знаем о тебе много красивых слов!
Дети (по очереди) называют прилагательные про зиму: Белая, снежная, серебристая, скрипучая, морозная, пушистая, ледяная, вьюжная.
Зима: Какие вы молодцы! Но я к вам тоже не с пустыми руками пришла. Я принесла вам картины про моё царство, а ещё мы с вами послушаем красивые стихи, которые написали известные поэты, когда любовались моей красотой. А вы, пожалуйста, слушайте внимательно и отвечайте на мои вопросы, а в конце вашего путешествия вас ждёт сюрприз.
Чтение и анализ стихов.
Здравствуй, гостья-зима!
Просим милости к нам
Песни севера петь
По лесам и степям.
Есть раздолье у нас,-
Где угодно гуляй;
Строй мосты по рекам
И ковры расстилай.
И.Никитин
-Рады ли люди зиме? Почему вы так думаете? (Обращать внимание на полные ответы детей).
-Из чего зима строит мосты по рекам? Какие это мосты? (изо льда, ледяные).
-Какие ковры расстилает зима? Какого они цвета? (снежные, искрящиеся, блестящие, белые, голубые, под фонарями могут быть жёлтыми и розовыми).
Не ветер бушует над бором,
Не с гор побежали ручьи,
Мороз-воевода дозором
Обходит владенья свои.
Глядит – хорошо ли метели
Лесные тропы занесли,
И нет ли где трещины, щели,
И нет ли где голой земли?
Пушисты ли сосен вершины,
Красив ли узор на дубах?
И крепко ли скованы льдины
В великих и малых водах?
Идёт – по деревьям шагает,
Трещит по замёрзлой воде.
И яркое солнце играет
В косматой его бороде…
Н.Некрасов
— За чем следит Мороз-воевода, обходя свои владения?
-Нарисуйте словами владения Мороза.
Зима: Какие вы молодцы! А теперь давайте с вами погуляем немножко во владениях Мороза-воеводы. Вставайте со своих стульчиков (проводится физкультминутка).
На дворе у нас мороз. (дети хлопают себя ладонями по плечам
Чтобы носик не замёрз, и топают ногами)
Надо ножками потопать
И ладошками похлопать.
С неба падают снежинки, (поднимают руки над головой и
Как на сказочной картинке. делают хватательные движения
Будем их ловить руками руками, словно ловят
И покажем дома маме. снежинки)
А вокруг лежат сугробы, (потягивания-руки в стороны)
Снегом замело дороги.
Не завязнуть в поле чтобы, (ходьба на месте с высоким
Поднимаем выше ноги! подниманием колен)
Мы идём, идём, идём (ходьба на месте)
И к себе приходим в дом. (садятся на места)
Белый снег пушистый
В воздухе кружится
И на землю тихо
Падает, ложится.
И на утро снегом
Поле забелело,
Точно пеленою
Всё его одело.
Тёмный лес что шапкой
Принакрылся чудной
И заснул под нею
Крепко, непробудно…
И.Суриков
-Как описывает поэт снегопад, каким вы его себе представили? (пушистый, снег падает большими хлопьями).
-С чем сравнивается снег, который укрыл поле? ( с белой пеленою).
-А с чем бы его сравнили вы? ( с белым одеялом, с хрусталём, пушистой ватой).
— Придумайте определение к слову снег. Какой он? (блестящий, хрустящий, искрящийся, серебристый, сверкающий, лёгкий).
-Как выглядит в стихотворении зимний лес? (тёмный, грустный, сонный, голый).
-А какой ещё бывает лес? ( весёлый, зелёный, шумный, жёлтый, красный, белый, дремучий, страшный).
-Что это за чудная шапка, которой он принакрылся? (снежная шапка).
Берёза
Белая берёза
Под моим окном
Принакрылась снегом,
Точно серебром.
На пушистых ветках
Снежною каймой
Распустились кисти
Белой бахромой.
И стоит берёза
В сонной тишине,
И горят снежинки
В золотом огне.
А заря, лениво
Обходя кругом,
Обсыпает ветки
Новым серебром.
С.Есенин
-О какой берёзе говорится в стихотворении? (о белой берёзоньке, как она серебром покрылась).
-что это за серебро? (снег).
-Чем вам понравилось это стихотворение? (оно рассказывается очень нежно).
-Почему это произведение называется стихотворением? ( оно складное, похоже на песню).
-А с чем в этом стихотворении автор сравнивает снег? (с белой бахромой-это такие пушистые кисточки есть на скатерти, с серебром, потому что он блестит).
-Какие слова и выражения вам запомнились из этого стихотворения? (снег горит золотым огнём).
-А почему он горит? Разве снег может гореть? (нет, он просто сверкает на солнце; он горит от заката солнца, ведь закат красный бывает, и снег как будто горит).
Зима: Какие вы, ребята, замечательные, умные, весёлые, добрые. Такие красивые слова говорили про моё волшебное царство, что оно стало ещё краше. Жалко мне с вами расставаться, но вам пора возвращаться в ваш детский садик. Однако, как я вам и обещала, по возвращении домой вас будет ждать мой сюрприз. Закрывайте все свои глаза и дружно повторяйте за мной волшебные слова:
Где метели, где мороз?
На дворе не мёрзнет нос.
Лишь повеяло весной,
Отъезжает лёд речной
Катерами белыми
Следом за метелями.
(Воспитатель в это время переодевается, снимает белое платье Зимы и ставит на стол шкатулку).
Воспитатель: Вот мы и вернулись из волшебной страны. Ой, посмотрите, какая красивая шкатулка, это, наверное, и есть обещанный сюрприз волшебницы Зимы. Что же в ней? Как вы думаете? (льдинки, снег) Открываем шкатулку. Ребята, вы угадали, это то, из чего состоит снег и лёд – это снежинки. (каждому ребёнку дарится снежинка из бумаги). Но здесь ещё есть письмо, а в нём сказано, что эти снежинки не простые, они тоже волшебные. Как только вы положите их себе на ладошку, то превратитесь в добрых волшебников и сможете пожелать всем людям что-то хорошее, отчего они смогут стать радостными и счастливыми. Что вы хотите пожелать всем людям, которые живут на Земле?
Дети: Пусть они не болеют, пусть не будет войны, пусть у всех будет дом, пусть все хорошо живу, пусть они будут счастливыми.
Воспитатель: Спасибо вам, дети, вы очень добрые и поэтому ваши пожелания обязательно сбудутся. А я вам хочу пожелать, чтобы вы росли здоровыми, сильными, умными и добрыми людьми.