Главная » Методическая копилка » Перспективный план работы по экономическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста

Свободные места ДУ

Перспективный план работы по экономическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста

Сентябрь.

1. Диагностика детей группы (опрос детей наблюдение в повседневной жизни).

Цель: выяснить первоначальные знания, умения и навыки, уровень экономической воспитанности детей старшей группы.

2. Анкетирование родителей.

Цель: выяснить уровень экономической осведомленности родителей и воспитателей, их отношение к экономическому образованию детей дошкольного    возраста

3.        Обработка данных и составление плана работы.

Октябрь.

1. Я человек.

•   Дидактическая игра «Мой портрет»

Цель: игра позволяет научить детей различать индивидуальны особенности своей внешности, лица, роста, возраста

•    Беседа «Какие мы?»

                Цель: учить детей видеть признаки сходства и различия выражать их в речи; воспитывать внимательное, доброжелательное отношение друг к другу.

  • Игра-драматизация «Почему так?»
  • Рисование «Автопортрет»

Цель: развитие у детей сознания собственной адекватности окружающим людям.

2. Хлеб — всему голова.

•    Беседа «Как выращивают хлеб».

Цель: систематизировать впечатления и знания детей о труде хлеборобов, о последовательности выращивания хлеба; воспитывать уважение к хлеборобу и его труду, к результату труда хлебороба — хлебу.

•    Чтения произведения М. Глинская «Хлеб»

                Цель:  развивать  умение  оценивать поступки, давать  характеристику  героям, воспитывать бережное отношение к хлебу.

•   Рассматривание иллюстраций о труде хлебороба

Цель: расширить представление детей о труде хлебороба.

3.Каждой вещи свое место.

•   Чтение отрывка из стихотворения Г. Мамлина «Сережа ищет карандаш»

Цель: учить детей быть аккуратными и собранными.

•    Игра-драматизация «Что такое хорошо, что такое плохо»

Цель: учить детей правильно оценивать поступки. 4.Наш детский сад наш дом.

•        Беседа «Наша группа»

Цель: познакомить с основными помещениями в группе (игровая ком­ната, спальня, раздевалка, туалет), правилами безопасного поведе­ния.

•        Дидактическая игра «Оцени поступок»

Цель: учить детей правильно оценивать поступки детей, решать кон­фликтные ситуации.

•        Чтение рассказа Е. Пермяка «Для чего руки нужны»

    Цель: воспитывать уважение к людям, которые трудятся.
5 .Книга в гостях у ребят.

•   Чтение стихотворения Н. Найденова «Мой друг».

    Цель: расширить знание детей о книге, воспитывать бережное отноше­ние к ней.

•   Чтение любимых сказок

Цель: развивать интерес к книге, эмпатию к героям литературных про­изведений, воспитывать положительное отношение к книге. б.Природные ресурсы родного края.

  • Беседа «Для чего нужна вода».

    Цель: закрепить знание детей о воде: вода нужна всему живому для
жизни;  формировать  санитарно-гигиенические  умения  и  навыки,
экономному расходованию воды.

•    Беседа «Для чего нужно электричество».

    Цель: дать детям представления о том, что электричество в наш дом
приходит с электростанции, которые производят его; сформировать
потребность в экономии электроэнергии.

•    Дидактическая игра «Оцени поступок»

Цель: учить детей правильно оценивать поступки детей, воспитывать бережное отношение к природным ресурсам

Ноябрь

1.   Я — человек.

  • Чистота — залог здоровья.
  • Заучивание стихотворения А. Кондратьев «Зеркало».
  • Чтение Г.Остера «Вредные советы»

Цель: воспитывать у детей чистоплотность и желание быть здоровым. Помочь отказаться от разных неприятных привычек.

2.   Хлеб — всему голова.

•      «Откуда хлеб пришел»

Цель: познакомить детей с тем, как выращивали хлеб в старину; доне­сти до сознания детей, что хлеб — это итог большой работы многих людей.

•      Игра экспериментирование со словом.

Цель: учить различать способом словообразования, активному исполь­зованию их в речи (хлеб — хлебница — хлебороб)

 • Игра-драматизация по белорусской народной сказке «Пшашчны каласок».

Цель: стимулировать желание драматизации известных произведении;

воспитывать желание помогать друг другу в труде. Лепка. «Персонажи из белорусской народной сказки «Пшашчны каласок».

Цель: совершенствовать умение лепить смешанным способом; учить передавать в лепке настроение, характер образов различными сред­ствами выразительности.

3.  Каждой вещи свое место.

  • Чтение сказки «Где растет рубашка?»

Цель: воспитывать уважение к людям труда, бережное отношение к своим вещам.

  • Чтение стихотворения А.Усачева «Щетки»
  • Очистим одежду и обувь от грязи

Цель: познакомить детей с разными щетками, учить детей чистить свою обувь и одежду.

•      Сюжетно-ролевая игра «Ателье».

4.   Наш детский сад — наш дом.

•        Экскурсия «Наш детский сад»

Цель: познакомить с основными помещениями детского сада (группа, медпункт, физкультурный зал, музыкальный зал), обратить внимание на то, что все стоит на своих местах, везде порядок. Воспитывать умение ставить игрушки на свои места.

•        Беседа «Моя любимая игрушка»

Цель: учить детей описывать игрушки, показывая их характерные при­знаки, правилам обращения с ними, воспитывать бережное отноше­ние с ними.

•        Лепка «Моя любимая игрушка»

Цель: учить передавать в лепке образ игрушки, закрепит правила бе­режного отношения к игрушкам.

5.    Книга в гостях у ребят.

•      Беседа «С книгой сквозь века».

Цель: познакомить детей как печатали книги в древности и в современ­ном мире; воспитывать бережное отношение к книге.

•      Рассматривание иллюстраций к сказкам А. С. Пушкина. Беседа о художниках.

Цель: познакомить детей, что над созданием книги работает художник-иллюстратор, воспитывать интерес к труду взрослых.

•         Выставка рисунков детей «Сказки А.С. Пушкина».

Цель: учить детей рисовать персонажей знакомых сказок, продумывать

сюжет. Воспитывать интерес к труду художников-иллюстраторов.

6.   Природные ресурсы родного края.

  • Чтение стихотворения О. Белоусова «Папа вода устроена как?».

     Цель: учить детей выразительно читать стихотворение, развивать
интерес к явлениям природе.

  • Круговорот воды в природе

       Цель: воспитывать интерес и желание узнать о явлениях природы,
воспитывать бережное отношение к воде.

Экспериментальная деятельность «Тепло и холод»

Цель: формировать представления о свойствах тепла и холода в экспе­риментальной деятельности. Воспитывать бережное отношение к те­плу.

Декабрь.

1. Я человек.

•      Пять помощников

Цель: формировать представления об органах чувств, помогающих зна­комиться с окружающим миром.

•      Рисование «Как я умываюсь»

Цель: закрепить последовательность умывания в рисунках, развивать желание рисовать.

•      Инсценировка К. Чуковского «Мойдодыр»

Цель: воспитывать у детей желание быть всегда чистыми и опрятными. 2. 2. Хлеб всему голова.

•      «Как хлеб на стол пришел»

Цель: познакомить детей с некоторыми особенностями выращивания хлеба, с трудом хлеборобов в настоящее время сравнить с тем, как это делалось в старину; воспитывать бережное отношение к хлебу.

•      Заучивание произведения Я. Дягутите «Руки человека».

Цель: приобщать детей при помощи художественной литературы к на­циональной культуре; воспитывать уважение к людям сельскохозяй­ственных профессий.

•      Развивающая игра «Растет, цветет и зреет»

Цель: углублять знания детей о растительном мире, о потребности жи­вого растения в свете, воде, тепле, питательной почве; воспитывать уважительное отношение к природе.

3. Каждой вещи свое место.

•      Наблюдение за трудом взрослых

Цель: дать представление детям о содержании труда помощника воспи­тателя.

•    . Заучивание стихотворения А. Барто «О порядке».

Цель: учить детей выразительно читать стихотворение, выражая эмо­циональное отношение.

•      Организация дежурств

Цель: учить детей следить за своей одеждой, быть опрятным, склады­вать свои вещи на места.

4. Наш детский сад — наш дом.

•        Беседа «Почему пропали игрушки»

Цель: учить детей правильно оценивать свои поступки, закрепить в ре­чи правила бережного отношения к игрушкам.

•        Дидактическая игра «Незнайка в гостях у ребят»

Цель: учить детей быть аккуратными и собранными, уметь поддержи­вать порядок.

•         Чтение и беседа по стихотворению Э. Мошковской «Про мишку».
Цель: учить слушать стихотворение и оценивать поступки детей.

5. Книга в гостях у ребят.

•      Чтение книги Б. Зубкова «Книжка про книжку»

Цель: познакомить детей как печатается книга, дать знание о том, что в создание книги вложен труд не одного человека (художник, писатель переплетчик и др.). Учить беречь книги. •     Конструирование «Книга для малышей».

Цель: учить детей самостоятельно изготавливать книги, оформлять их, проявлять заботу о младших.

•      Заучивание стихотворения Б. Заходера «Переплетчица»

Цель: обогащать запас художественных впечатлений, расширить сло­варный запас детей, формировать навыки выразительного чтения. 6. Природные ресурсы родного края.

•      «Морское путешествие»

Цель: познакомить детей о переходе вещества из твердого состояния в жидкое и из жидкого в твердое, уточнить знания детей об использо­вании и применении воды и льда. Воспитывать бережное отношение к воде.

  • «Экономим тепло»

Цель: объяснить пути добывания, сохранения и транспортировки тепла. Воспитывать бережное отношение к результатам труда, благодаря которым нам тепло и уютно в группе.

•      «Волшебные помощники

Цель: уточнить представления детей о роли бытовой техники в доме.

Январь.

1.    Я — человек.

•      Твое тело — единственное и неповторимое.

Цель: дать детям представление об устройствах и функционировании человеческого организма; довести до создания детей необходимость бережного отношения к себе и другим.

•   Заучивание  отрывка  из  В.   Маяковского   «Что  такое  хорошо…»

(«..Если сын чернее ночи…)

Цель: развивать умение оценивать поступки, давать характеристику ге­роям, воспитывать бережное отношение к себе.

2.    Хлеб — всему голова.

•      Развивающая игра «Умные машины».

Цель: создавать благоприятные условия для уточнения, систематизации знаний о сельскохозяйственной технике; упражнять в правильном произношении названия техники.

•      Чтение рассказа Ю. Крутогорова «Дождь из семян».

Цель: систематизировать знания о сельскохозяйственной технике; уп­ражнять в правильном произношении названия техники.

•      Игра-драматизация по белорусской народной сказке «Лeгкi хлеб».

Цель: развивать способность к театральной деятельности, эмпатию по отношению к героям произведения; воспитывать положительное от­ношение к труду хлебороба.

3.    Каждой вещи свое место.

•      Экскурсия на рабочее место кастелянши.

Цель: дать знания о содержании труда кастелянши, познакомить с ин­струментами, материалами, машинами, необходимыми для пошива одежды.

•    Практическое занятие: пришивание пуговиц к рубашке.

Цель: познакомить с материалами необходимыми для шитья, учить пришивать пуговицы.

•      Сюжетно-ролевая игра «Ателье»

4.     Наш детский сад — наш дом.

•        Чтение и беседа по произведениям А. Барто «Игрушки»

Цель: учить детей внимательно слушать стихи, правильно оценивать поступки детей, закрепить правила бережного отношения к игруш­кам.

•        Рисование «Как мы играем с игрушками» •

Цель: учить передавать в рисунки правила бережного отношения к иг­рушкам.

•        Дидактическая игра «Оцени поступок»

Цель: учить детей правильно оценивать поступки детей, решать кон­фликтные ситуации.

5.     Книга в гостях у ребят.

•      Чтение С. Маршака «У Скворцова Гришки»

Цель: развивать умение оценивать поступки, давать характеристику ге­роям, воспитывать бережное отношение к книге.

•      Беседа «Страшная история книжки о своих вырванных листах»

Цель: учить детей правилам обращения с книгой.

•      Больница для книжек.

Цель: формировать умение детей замечать неисправности в книге, учить самостоятельно ремонтировать книги.

•      Рассказы детей «Как мы лечили книгу»

Цель: закрепить в речи последовательность работы по подклейке книги, правила пользования книгами.

6.    Природные ресурсы родного края.

•    Чтение рассказа Е. Пермяка «Как солнышко электрическую лам­
почку зажгло»                                                                     .

Цель: дать представления о том, как электричество приходит с больших электростанций, которое производит его, сформировать потребность в экономии электричества.

•    Решение проблемных ситуаций и задач.

Цель: закрепит правила пользования водой, электричества и тепла, ре­шая задачи и проблемные ситуации.

•      «Тепло и уют дом берегут»

Цель: закрепить представления об экономии тепла, сформировать по­требность в экономии тепла.

Февраль.

1.    Я человек.

  • Если хочешь быть здоров.
  • Заучивание стихотворения А. Барто «Зарядка».
  • Чтение стихотворения 3. Петрова «Надо, надо закаляться…».

Цель: прививать детям умение осознанно укреплять свое здоровье. Дать представление о пользе утренней гимнастики, сообщение элементар­ных правил закаливания организма.

2.    Хлеб — всему голова.

•      Опыт с семенами овса.

Цель: поддерживать познавательные мотивы детей, установить какие семена прорастут раньше — пророщеные или непророщеные.

•      Посев овса в природном уголке.

Цель: закрепить знания о последовательности посева.

•      Заучивание стихотворения О.Белоусова «-Папа, хлеб устроен как?»

Цель: систематизации знаний о последовательности выращивания хле­ба. Воспитывать бережное отношение к хлебу.

•      Развивающая игра «А что потом?»

Цель: учить детей мыслить, делать правильные умозаключения; закре­пить знания о последовательности выращивания хлеба.

3.     Каждой вещи свое место.

  • Чтение произведения С. Маршака «Откуда стол пришел?»
  • Изготовление поделок из строительного материала.

Цель: расширить представление детей о видах производства и видах продукции, показать, как из одного вида продукции получают другой вид, воспитывать уважение к людям труда, желание беречь продук­цию и наше богатство — лес

4.     Наш детский сад наш дом.

•        Беседа «Болезнь куклы»

Цель: учить в проблемной ситуации находить правильное решение, учить детей сопереживать, закрепить правила бережного отношения к игрушкам.

•        Организация кружка «Умелые ручки».

Цель: показать возможность использования разного материала (бумага, природный и бросовый материал) для изготовления игрушек, учить бережно относиться к результатам труда.

•   Дидактическая игра «Это я, это я, это все мои друзья…»
Цель: учить детей правильно оценивать поступки детей.

5.     Кн ига в гостях у ребят.

•      Развивающая игра «Оцени поступок»

Цель: развивать умение оценивать поступки, давать характеристику ге­роям, воспитывать бережное отношение к книгам.

•      Книга в дорогу

Цель: развивать интерес к печатному слову, познакомить, что книгу де­лают из древесины, воспитывать бережное отношение к ним.

•      Изготовление закладок для книг.

Цель: учить детей при помощи аппликации придумывать закладки для книг, вырезать и составлять узор, воспитывать аккуратность.

6.    Природные ресурсы родного края.

•      Чтение рассказа М. Ильина «Как река пришла к тебе в гости».
Цель: дать представления о том, как вода попадает в наши краны, о

сложности ее добычи, закрепит правила пользования водой.

•      «Откуда к нам пришло электричество»

Цель: дать представление о том, что для того, чтобы выработать элек­тричество, используются бурые реки или тепло от сжигаемого угля или нефти, сформировать потребность в экономии света.

•      Дидактическая игра «Как бы ты поступил?».

Цель: закрепит правила пользования водой, электричества и тепла в ди­дактических играх.

Март.

1.     Я-человек.

  • Мои умные помощники.
  • Чтение рассказа Е. Пермяка «Про нос и язык»

Цель: учить детей понимать и оценивать роль «помощников» в процес­се познания окружающего мира.

•         Дидактическая игра «Таня простудилась»

Цель: формировать навыки пользования носовым платком, приучать детей при чихании и кашле рот прикрывать носовым платком.

2.     Хлеб — всему голова.

•      Развивающая игра «От зернышка к булочке»

Цель: закрепить и систематизировать знания о том, как выращивают и производят хлеб, воспитывать уважение к труду пекаря.

•      Чтение стихотворения С. Погореловский «Как родился каравай».

Цель: стимулировать детей к воспроизведению стихотворения; форми­ровать навыки выразительности чтения.

•      Заучивание пословиц о хлебе.

Цель: обогащать запас художественных впечатлений, расширить сло­варный запас детей.

3.    Каждой вещи свое место.

  • Рождение новых вещей
  • Дидактическая игра «Где лечат старые вещи»

Цель: показать детям возможность использования старых вещей при из­готовлении новых? развить умение планировать свою работу.

4.     Наш детский сад — наш дом

•        Беседа «Как грузовик попал в больницу»

Цель: познакомить с основными помещениями в группе (игровая ком­ната, спальня, раздевалка, туалет), правилами безопасного поведе­ния.

  • Дидактическая игра «Закончи фразу: Мне нравится, когда вокруг
    все красиво, поэтому я…»
  • Работа кружка «Умелые ручки».

Цель: продолжать учить использовать разный материал (бумага, при­родный и бросовый материал) для изготовления игрушек, учить бережно относиться к результатам труда.

5.     Книга в гостях у ребят.

•      Экскурсия в библиотеку.

Цель: познакомить детей с работой библиотеки, библиотекаря, дать представления о правилах поведения в библиотеке, воспитание бе­режного отношения к книге.

•   Рассматривание картины И. Шевандроновой «В сельской библио­теке».

Цель: закрепить знания детей о работе библиотеки, о правилах поведе­ния в библиотеке, воспитание бережного отношения к книге.

•      Сюжетно-ролевая игра «Библиотека».

Цель: продолжать отражать в играх труд библиотекаря, учить заранее планировать ход игры, подбирать материал, развивать коммуника­тивные способности.

6.    Природные ресурсы родного края.

•      Чтение рассказа Н. Жилинского «Как появился светильник»

Цель: познакомить детей с историей создания светильников, расширить кругозор детей/выработать интерес к окружающим предметам.

  • «Пей, да понапрасну воду не лей»

Цель: учить детей беречь водопроводную воду. Объяснить детям, что для получения чистой воды людям приходится затрачивать много сил средств. Научить детей не лить воду без дела и плотно закрывать кран.

  • Рисование знаков «Экономим воду, свет и тепло»

Цель: закрепить правила бережного отношения к природным ресурсам в рисунках

Апрель.

1. Я — человек.

•      Игра-драматизация «Правила гигиены».

Цель: выработать правша заботы о своем здоровье, показать это при помощи мимики, жестов, движений.

•      Сюжетно-ролевая игра «Почему кот моется после еды»

Цель: закрепить представление о привычке мыть руки перед едой, учить детей понимать и использовать мимику, интонацию.

2.   Хлеб — всему голова.

•      Экскурсия в хлебный магазин.

Цель: познакомить детей с трудом людей, работающих в магазине; расширить представление детей об ассортименте хлебных изделий;  воспитывать навыки культурного поведения в общественных местах.

•      Комплексное занятие «Хлебобулочные изделия»

Цель: учить детей изготавливать тесто, закрепить в речи название ком­понентов, необходимых для его приготовления; учить передавать в лепке особенности предметов, дополнять их деталями, отражать форму, объем.

•      Сюжетно-ролевая игра «Хлебный магазин»

Цель: продолжать учить детей в играх отражать отношения людей.

3.   Каждой вещи свое место.

  • Дидактическая игра «Устроим кукле комнату»
  • Чтение М. Котин «Пугалка для непослушных детей».

Цель: воспитывать у детей аккуратность, умение поддерживать поря­док.

4.   Наш детский сад — наш дом.

  • Чтение рассказа К. Д.,Ушинского «Вместе тесно, а врозь скучно»
    Цель:  познакомить с основными помещениями в группе (игровая ком­ната, спальня, раздевалка, туалет), правилами безопасного поведе­ния.
  • Рассматривание и беседа по картине «Поделись игрушкой»
    Цель: учить детей правильно оценивать поступки детей, решать конфликтные ситуации.
  • Работа кружка «Умелые ручки».

Цель: продолжать учить использовать разный материал (бумага, при­родный и бросовый материал) для изготовления игрушек, учить бе­режно относиться к результатам труда

5.   Книга в гостях у ребят.

•      Развивающая игра «Кому, что надо?».

Цель: упражнять детей в классификации предметов, в умении называть предметы, необходимые людям определенной профессии.

•      Чтение любимых сказок, рассматривание иллюстраций к ним.

Цель: закрепить правила пользование книгой.

•      Напишем сказку для малышей.

Цель: учить детей самостоятельно изготавливать книги, оформлять их, проявлять заботу о младших.

6.   Природные ресурсы родного края.

•      «Уходя, гасите свет»

Цель: учить детей разумно пользоваться электричеством, чтобы лам­почки не горели тогда, когда на улице яркое солнце.

•      Чтение рассказа М. Ильина «Приключение воды»

Цель: закрепить умение следить за своей одеждой, быть опрятным, воспитывать аккуратность, умение поддерживать порядок.

4.  Наш детский сад наш дом.

•        Беседа «Береги свои игрушки»

Цель:  закрепить знание детей бережно относиться к игрушкам, чинить их, следить за их комплектностью, чтобы сломанные и разбросанные игрушки не превращались в мусор.

•        Дидактическая игра «Оцени поступок»

Цель: учить детей правильно оценивать поступки детей, решать кон­фликтные ситуации.

5.   Книга в гостях у ребят.                                                             .

•    Сюжетно-ролевая игра «Библиотека».

Цель: продолжать отражать в играх труд библиотекаря, учить заранее планировать ход игры, подбирать материал, развивать коммуника­тивные способности.

•    Заучивание стихотворения В. Данько

Цель: поддерживать интерес к выразительному чтению стихотворения; находить средства выразительности при передаче образа; учить управлять своим голосом.

•    Игра-драматизация по любимой сказке.

Цель: использовать театральную деятельность для развития художест­венных способностей дошкольников, их творческой активности.

6.   Природные ресурсы родного края.

  • А. Вознесенский «Я шел по берегу Оби»
  • Чтение К. Чуковского «Мойдодыр»

Цель: воспитывать бережное отношение к воде.

•    Дидактическая игра «Это я, это я, это все мои друзья»

Цель: закрепить правила бережного отношения к природным ресурсам.

Цель: закрепить знания детей о воде, о сложности ее добычи, расши­рить кругозор детей

Май.

1.Я — человек.

•  Изготовление аппликации на тему стихотворения А. Венгер «Цвета
радуги».

Цель: дать представление о роли зрения, с помощью которых можно различать цвета

•    Дидактическая игра «Мы моем свои расчески».

Цель: воспитывать у детей навыки пользования своей расческой, а так­же ухода за ней.

2.  Хлеб — всему голова.

•    Развивающая игра «Как хлеб на стол пришел»

Цель: развивать логическое мышление, умение замечать непоследова­тельность в суждении, закрепить последовательность в выращивания хлеба.

•    Комплексное занятие «Хлеб — всему голова»

Цель: закрепить представления детей, что хлеб — это итог большой ра­боты многих людей, содействовать углублению знаний о технике, помогающим людям в их труде. Воспитывать бережное отношение к хлебу, понимание недопустимости игры с едой.

•    Игра-драматизация по сказке Г. X. Андерсена «О девочка, которая

наступила на хлеб»

Цель: формировать умение говорить четко, выразительно; использовать разные интонации, темп для передачи конкретного образа; воспиты­вать бережное отношение к хлебу.

•    Развивающая игра «Кому что надо?»

Цель: упражнять детей в классификации предметов, в умении называть предметы, необходимые людям определенной профессии.

3.  Каждой вещи свое место.

  • Наблюдение в окружающем жизни.
  • Дидактическая игра «У нас порядок»