Сентябрь.
1. Диагностика детей группы (опрос детей наблюдение в повседневной жизни).
Цель: выяснить первоначальные знания, умения и навыки, уровень экономической воспитанности детей старшей группы.
2. Анкетирование родителей.
Цель: выяснить уровень экономической осведомленности родителей и воспитателей, их отношение к экономическому образованию детей дошкольного возраста
3. Обработка данных и составление плана работы.
Октябрь.
1. Я человек.
• Дидактическая игра «Мой портрет»
Цель: игра позволяет научить детей различать индивидуальны особенности своей внешности, лица, роста, возраста
• Беседа «Какие мы?»
Цель: учить детей видеть признаки сходства и различия выражать их в речи; воспитывать внимательное, доброжелательное отношение друг к другу.
- Игра-драматизация «Почему так?»
- Рисование «Автопортрет»
Цель: развитие у детей сознания собственной адекватности окружающим людям.
2. Хлеб — всему голова.
• Беседа «Как выращивают хлеб».
Цель: систематизировать впечатления и знания детей о труде хлеборобов, о последовательности выращивания хлеба; воспитывать уважение к хлеборобу и его труду, к результату труда хлебороба — хлебу.
• Чтения произведения М. Глинская «Хлеб»
Цель: развивать умение оценивать поступки, давать характеристику героям, воспитывать бережное отношение к хлебу.
• Рассматривание иллюстраций о труде хлебороба
Цель: расширить представление детей о труде хлебороба.
3.Каждой вещи свое место.
• Чтение отрывка из стихотворения Г. Мамлина «Сережа ищет карандаш»
Цель: учить детей быть аккуратными и собранными.
• Игра-драматизация «Что такое хорошо, что такое плохо»
Цель: учить детей правильно оценивать поступки. 4.Наш детский сад — наш дом.
• Беседа «Наша группа»
Цель: познакомить с основными помещениями в группе (игровая комната, спальня, раздевалка, туалет), правилами безопасного поведения.
• Дидактическая игра «Оцени поступок»
Цель: учить детей правильно оценивать поступки детей, решать конфликтные ситуации.
• Чтение рассказа Е. Пермяка «Для чего руки нужны»
Цель: воспитывать уважение к людям, которые трудятся.
5 .Книга в гостях у ребят.
• Чтение стихотворения Н. Найденова «Мой друг».
Цель: расширить знание детей о книге, воспитывать бережное отношение к ней.
• Чтение любимых сказок
Цель: развивать интерес к книге, эмпатию к героям литературных произведений, воспитывать положительное отношение к книге. б.Природные ресурсы родного края.
- Беседа «Для чего нужна вода».
Цель: закрепить знание детей о воде: вода нужна всему живому для
жизни; формировать санитарно-гигиенические умения и навыки,
экономному расходованию воды.
• Беседа «Для чего нужно электричество».
Цель: дать детям представления о том, что электричество в наш дом
приходит с электростанции, которые производят его; сформировать
потребность в экономии электроэнергии.
• Дидактическая игра «Оцени поступок»
Цель: учить детей правильно оценивать поступки детей, воспитывать бережное отношение к природным ресурсам
Ноябрь
1. Я — человек.
- Чистота — залог здоровья.
- Заучивание стихотворения А. Кондратьев «Зеркало».
- Чтение Г.Остера «Вредные советы»
Цель: воспитывать у детей чистоплотность и желание быть здоровым. Помочь отказаться от разных неприятных привычек.
2. Хлеб — всему голова.
• «Откуда хлеб пришел»
Цель: познакомить детей с тем, как выращивали хлеб в старину; донести до сознания детей, что хлеб — это итог большой работы многих людей.
• Игра экспериментирование со словом.
Цель: учить различать способом словообразования, активному использованию их в речи (хлеб — хлебница — хлебороб)
• Игра-драматизация по белорусской народной сказке «Пшашчны каласок».
Цель: стимулировать желание драматизации известных произведении;
воспитывать желание помогать друг другу в труде. Лепка. «Персонажи из белорусской народной сказки «Пшашчны каласок».
Цель: совершенствовать умение лепить смешанным способом; учить передавать в лепке настроение, характер образов различными средствами выразительности.
3. Каждой вещи свое место.
- Чтение сказки «Где растет рубашка?»
Цель: воспитывать уважение к людям труда, бережное отношение к своим вещам.
- Чтение стихотворения А.Усачева «Щетки»
- Очистим одежду и обувь от грязи
Цель: познакомить детей с разными щетками, учить детей чистить свою обувь и одежду.
• Сюжетно-ролевая игра «Ателье».
4. Наш детский сад — наш дом.
• Экскурсия «Наш детский сад»
Цель: познакомить с основными помещениями детского сада (группа, медпункт, физкультурный зал, музыкальный зал), обратить внимание на то, что все стоит на своих местах, везде порядок. Воспитывать умение ставить игрушки на свои места.
• Беседа «Моя любимая игрушка»
Цель: учить детей описывать игрушки, показывая их характерные признаки, правилам обращения с ними, воспитывать бережное отношение с ними.
• Лепка «Моя любимая игрушка»
Цель: учить передавать в лепке образ игрушки, закрепит правила бережного отношения к игрушкам.
5. Книга в гостях у ребят.
• Беседа «С книгой сквозь века».
Цель: познакомить детей как печатали книги в древности и в современном мире; воспитывать бережное отношение к книге.
• Рассматривание иллюстраций к сказкам А. С. Пушкина. Беседа о художниках.
Цель: познакомить детей, что над созданием книги работает художник-иллюстратор, воспитывать интерес к труду взрослых.
• Выставка рисунков детей «Сказки А.С. Пушкина».
Цель: учить детей рисовать персонажей знакомых сказок, продумывать
сюжет. Воспитывать интерес к труду художников-иллюстраторов.
6. Природные ресурсы родного края.
- Чтение стихотворения О. Белоусова «Папа вода устроена как?».
Цель: учить детей выразительно читать стихотворение, развивать
интерес к явлениям природе.
- Круговорот воды в природе
Цель: воспитывать интерес и желание узнать о явлениях природы,
воспитывать бережное отношение к воде.
Экспериментальная деятельность «Тепло и холод»
Цель: формировать представления о свойствах тепла и холода в экспериментальной деятельности. Воспитывать бережное отношение к теплу.
Декабрь.
1. Я — человек.
• Пять помощников
Цель: формировать представления об органах чувств, помогающих знакомиться с окружающим миром.
• Рисование «Как я умываюсь»
Цель: закрепить последовательность умывания в рисунках, развивать желание рисовать.
• Инсценировка К. Чуковского «Мойдодыр»
Цель: воспитывать у детей желание быть всегда чистыми и опрятными. 2. 2. Хлеб — всему голова.
• «Как хлеб на стол пришел»
Цель: познакомить детей с некоторыми особенностями выращивания хлеба, с трудом хлеборобов в настоящее время сравнить с тем, как это делалось в старину; воспитывать бережное отношение к хлебу.
• Заучивание произведения Я. Дягутите «Руки человека».
Цель: приобщать детей при помощи художественной литературы к национальной культуре; воспитывать уважение к людям сельскохозяйственных профессий.
• Развивающая игра «Растет, цветет и зреет»
Цель: углублять знания детей о растительном мире, о потребности живого растения в свете, воде, тепле, питательной почве; воспитывать уважительное отношение к природе.
3. Каждой вещи свое место.
• Наблюдение за трудом взрослых
Цель: дать представление детям о содержании труда помощника воспитателя.
• . Заучивание стихотворения А. Барто «О порядке».
Цель: учить детей выразительно читать стихотворение, выражая эмоциональное отношение.
• Организация дежурств
Цель: учить детей следить за своей одеждой, быть опрятным, складывать свои вещи на места.
4. Наш детский сад — наш дом.
• Беседа «Почему пропали игрушки»
Цель: учить детей правильно оценивать свои поступки, закрепить в речи правила бережного отношения к игрушкам.
• Дидактическая игра «Незнайка в гостях у ребят»
Цель: учить детей быть аккуратными и собранными, уметь поддерживать порядок.
• Чтение и беседа по стихотворению Э. Мошковской «Про мишку».
Цель: учить слушать стихотворение и оценивать поступки детей.
5. Книга в гостях у ребят.
• Чтение книги Б. Зубкова «Книжка про книжку»
Цель: познакомить детей как печатается книга, дать знание о том, что в создание книги вложен труд не одного человека (художник, писатель переплетчик и др.). Учить беречь книги. • Конструирование «Книга для малышей».
Цель: учить детей самостоятельно изготавливать книги, оформлять их, проявлять заботу о младших.
• Заучивание стихотворения Б. Заходера «Переплетчица»
Цель: обогащать запас художественных впечатлений, расширить словарный запас детей, формировать навыки выразительного чтения. 6. Природные ресурсы родного края.
• «Морское путешествие»
Цель: познакомить детей о переходе вещества из твердого состояния в жидкое и из жидкого в твердое, уточнить знания детей об использовании и применении воды и льда. Воспитывать бережное отношение к воде.
- «Экономим тепло»
Цель: объяснить пути добывания, сохранения и транспортировки тепла. Воспитывать бережное отношение к результатам труда, благодаря которым нам тепло и уютно в группе.
• «Волшебные помощники
Цель: уточнить представления детей о роли бытовой техники в доме.
Январь.
1. Я — человек.
• Твое тело — единственное и неповторимое.
Цель: дать детям представление об устройствах и функционировании человеческого организма; довести до создания детей необходимость бережного отношения к себе и другим.
• Заучивание отрывка из В. Маяковского «Что такое хорошо…»
(«..Если сын чернее ночи…)
Цель: развивать умение оценивать поступки, давать характеристику героям, воспитывать бережное отношение к себе.
2. Хлеб — всему голова.
• Развивающая игра «Умные машины».
Цель: создавать благоприятные условия для уточнения, систематизации знаний о сельскохозяйственной технике; упражнять в правильном произношении названия техники.
• Чтение рассказа Ю. Крутогорова «Дождь из семян».
Цель: систематизировать знания о сельскохозяйственной технике; упражнять в правильном произношении названия техники.
• Игра-драматизация по белорусской народной сказке «Лeгкi хлеб».
Цель: развивать способность к театральной деятельности, эмпатию по отношению к героям произведения; воспитывать положительное отношение к труду хлебороба.
3. Каждой вещи свое место.
• Экскурсия на рабочее место кастелянши.
Цель: дать знания о содержании труда кастелянши, познакомить с инструментами, материалами, машинами, необходимыми для пошива одежды.
• Практическое занятие: пришивание пуговиц к рубашке.
Цель: познакомить с материалами необходимыми для шитья, учить пришивать пуговицы.
• Сюжетно-ролевая игра «Ателье»
4. Наш детский сад — наш дом.
• Чтение и беседа по произведениям А. Барто «Игрушки»
Цель: учить детей внимательно слушать стихи, правильно оценивать поступки детей, закрепить правила бережного отношения к игрушкам.
• Рисование «Как мы играем с игрушками» •
Цель: учить передавать в рисунки правила бережного отношения к игрушкам.
• Дидактическая игра «Оцени поступок»
Цель: учить детей правильно оценивать поступки детей, решать конфликтные ситуации.
5. Книга в гостях у ребят.
• Чтение С. Маршака «У Скворцова Гришки»
Цель: развивать умение оценивать поступки, давать характеристику героям, воспитывать бережное отношение к книге.
• Беседа «Страшная история книжки о своих вырванных листах»
Цель: учить детей правилам обращения с книгой.
• Больница для книжек.
Цель: формировать умение детей замечать неисправности в книге, учить самостоятельно ремонтировать книги.
• Рассказы детей «Как мы лечили книгу»
Цель: закрепить в речи последовательность работы по подклейке книги, правила пользования книгами.
6. Природные ресурсы родного края.
• Чтение рассказа Е. Пермяка «Как солнышко электрическую лам
почку зажгло» .
Цель: дать представления о том, как электричество приходит с больших электростанций, которое производит его, сформировать потребность в экономии электричества.
• Решение проблемных ситуаций и задач.
Цель: закрепит правила пользования водой, электричества и тепла, решая задачи и проблемные ситуации.
• «Тепло и уют дом берегут»
Цель: закрепить представления об экономии тепла, сформировать потребность в экономии тепла.
Февраль.
1. Я — человек.
- Если хочешь быть здоров.
- Заучивание стихотворения А. Барто «Зарядка».
- Чтение стихотворения 3. Петрова «Надо, надо закаляться…».
Цель: прививать детям умение осознанно укреплять свое здоровье. Дать представление о пользе утренней гимнастики, сообщение элементарных правил закаливания организма.
2. Хлеб — всему голова.
• Опыт с семенами овса.
Цель: поддерживать познавательные мотивы детей, установить какие семена прорастут раньше — пророщеные или непророщеные.
• Посев овса в природном уголке.
Цель: закрепить знания о последовательности посева.
• Заучивание стихотворения О.Белоусова «-Папа, хлеб устроен как?»
Цель: систематизации знаний о последовательности выращивания хлеба. Воспитывать бережное отношение к хлебу.
• Развивающая игра «А что потом?»
Цель: учить детей мыслить, делать правильные умозаключения; закрепить знания о последовательности выращивания хлеба.
3. Каждой вещи свое место.
- Чтение произведения С. Маршака «Откуда стол пришел?»
- Изготовление поделок из строительного материала.
Цель: расширить представление детей о видах производства и видах продукции, показать, как из одного вида продукции получают другой вид, воспитывать уважение к людям труда, желание беречь продукцию и наше богатство — лес
4. Наш детский сад — наш дом.
• Беседа «Болезнь куклы»
Цель: учить в проблемной ситуации находить правильное решение, учить детей сопереживать, закрепить правила бережного отношения к игрушкам.
• Организация кружка «Умелые ручки».
Цель: показать возможность использования разного материала (бумага, природный и бросовый материал) для изготовления игрушек, учить бережно относиться к результатам труда.
• Дидактическая игра «Это я, это я, это все мои друзья…»
Цель: учить детей правильно оценивать поступки детей.
5. Кн ига в гостях у ребят.
• Развивающая игра «Оцени поступок»
Цель: развивать умение оценивать поступки, давать характеристику героям, воспитывать бережное отношение к книгам.
• Книга в дорогу
Цель: развивать интерес к печатному слову, познакомить, что книгу делают из древесины, воспитывать бережное отношение к ним.
• Изготовление закладок для книг.
Цель: учить детей при помощи аппликации придумывать закладки для книг, вырезать и составлять узор, воспитывать аккуратность.
6. Природные ресурсы родного края.
• Чтение рассказа М. Ильина «Как река пришла к тебе в гости».
Цель: дать представления о том, как вода попадает в наши краны, о
сложности ее добычи, закрепит правила пользования водой.
• «Откуда к нам пришло электричество»
Цель: дать представление о том, что для того, чтобы выработать электричество, используются бурые реки или тепло от сжигаемого угля или нефти, сформировать потребность в экономии света.
• Дидактическая игра «Как бы ты поступил?».
Цель: закрепит правила пользования водой, электричества и тепла в дидактических играх.
Март.
1. Я-человек.
- Мои умные помощники.
- Чтение рассказа Е. Пермяка «Про нос и язык»
Цель: учить детей понимать и оценивать роль «помощников» в процессе познания окружающего мира.
• Дидактическая игра «Таня простудилась»
Цель: формировать навыки пользования носовым платком, приучать детей при чихании и кашле рот прикрывать носовым платком.
2. Хлеб — всему голова.
• Развивающая игра «От зернышка к булочке»
Цель: закрепить и систематизировать знания о том, как выращивают и производят хлеб, воспитывать уважение к труду пекаря.
• Чтение стихотворения С. Погореловский «Как родился каравай».
Цель: стимулировать детей к воспроизведению стихотворения; формировать навыки выразительности чтения.
• Заучивание пословиц о хлебе.
Цель: обогащать запас художественных впечатлений, расширить словарный запас детей.
3. Каждой вещи свое место.
- Рождение новых вещей
- Дидактическая игра «Где лечат старые вещи»
Цель: показать детям возможность использования старых вещей при изготовлении новых? развить умение планировать свою работу.
4. Наш детский сад — наш дом
• Беседа «Как грузовик попал в больницу»
Цель: познакомить с основными помещениями в группе (игровая комната, спальня, раздевалка, туалет), правилами безопасного поведения.
- Дидактическая игра «Закончи фразу: Мне нравится, когда вокруг
все красиво, поэтому я…» - Работа кружка «Умелые ручки».
Цель: продолжать учить использовать разный материал (бумага, природный и бросовый материал) для изготовления игрушек, учить бережно относиться к результатам труда.
5. Книга в гостях у ребят.
• Экскурсия в библиотеку.
Цель: познакомить детей с работой библиотеки, библиотекаря, дать представления о правилах поведения в библиотеке, воспитание бережного отношения к книге.
• Рассматривание картины И. Шевандроновой «В сельской библиотеке».
Цель: закрепить знания детей о работе библиотеки, о правилах поведения в библиотеке, воспитание бережного отношения к книге.
• Сюжетно-ролевая игра «Библиотека».
Цель: продолжать отражать в играх труд библиотекаря, учить заранее планировать ход игры, подбирать материал, развивать коммуникативные способности.
6. Природные ресурсы родного края.
• Чтение рассказа Н. Жилинского «Как появился светильник»
Цель: познакомить детей с историей создания светильников, расширить кругозор детей/выработать интерес к окружающим предметам.
- «Пей, да понапрасну воду не лей»
Цель: учить детей беречь водопроводную воду. Объяснить детям, что для получения чистой воды людям приходится затрачивать много сил средств. Научить детей не лить воду без дела и плотно закрывать кран.
- Рисование знаков «Экономим воду, свет и тепло»
Цель: закрепить правила бережного отношения к природным ресурсам в рисунках
Апрель.
1. Я — человек.
• Игра-драматизация «Правила гигиены».
Цель: выработать правша заботы о своем здоровье, показать это при помощи мимики, жестов, движений.
• Сюжетно-ролевая игра «Почему кот моется после еды»
Цель: закрепить представление о привычке мыть руки перед едой, учить детей понимать и использовать мимику, интонацию.
2. Хлеб — всему голова.
• Экскурсия в хлебный магазин.
Цель: познакомить детей с трудом людей, работающих в магазине; расширить представление детей об ассортименте хлебных изделий; воспитывать навыки культурного поведения в общественных местах.
• Комплексное занятие «Хлебобулочные изделия»
Цель: учить детей изготавливать тесто, закрепить в речи название компонентов, необходимых для его приготовления; учить передавать в лепке особенности предметов, дополнять их деталями, отражать форму, объем.
• Сюжетно-ролевая игра «Хлебный магазин»
Цель: продолжать учить детей в играх отражать отношения людей.
3. Каждой вещи свое место.
- Дидактическая игра «Устроим кукле комнату»
- Чтение М. Котин «Пугалка для непослушных детей».
Цель: воспитывать у детей аккуратность, умение поддерживать порядок.
4. Наш детский сад — наш дом.
- Чтение рассказа К. Д.,Ушинского «Вместе тесно, а врозь скучно»
Цель: познакомить с основными помещениями в группе (игровая комната, спальня, раздевалка, туалет), правилами безопасного поведения. - Рассматривание и беседа по картине «Поделись игрушкой»
Цель: учить детей правильно оценивать поступки детей, решать конфликтные ситуации. - Работа кружка «Умелые ручки».
Цель: продолжать учить использовать разный материал (бумага, природный и бросовый материал) для изготовления игрушек, учить бережно относиться к результатам труда
5. Книга в гостях у ребят.
• Развивающая игра «Кому, что надо?».
Цель: упражнять детей в классификации предметов, в умении называть предметы, необходимые людям определенной профессии.
• Чтение любимых сказок, рассматривание иллюстраций к ним.
Цель: закрепить правила пользование книгой.
• Напишем сказку для малышей.
Цель: учить детей самостоятельно изготавливать книги, оформлять их, проявлять заботу о младших.
6. Природные ресурсы родного края.
• «Уходя, гасите свет»
Цель: учить детей разумно пользоваться электричеством, чтобы лампочки не горели тогда, когда на улице яркое солнце.
• Чтение рассказа М. Ильина «Приключение воды»
Цель: закрепить умение следить за своей одеждой, быть опрятным, воспитывать аккуратность, умение поддерживать порядок.
4. Наш детский сад — наш дом.
• Беседа «Береги свои игрушки»
Цель: закрепить знание детей бережно относиться к игрушкам, чинить их, следить за их комплектностью, чтобы сломанные и разбросанные игрушки не превращались в мусор.
• Дидактическая игра «Оцени поступок»
Цель: учить детей правильно оценивать поступки детей, решать конфликтные ситуации.
5. Книга в гостях у ребят. .
• Сюжетно-ролевая игра «Библиотека».
Цель: продолжать отражать в играх труд библиотекаря, учить заранее планировать ход игры, подбирать материал, развивать коммуникативные способности.
• Заучивание стихотворения В. Данько
Цель: поддерживать интерес к выразительному чтению стихотворения; находить средства выразительности при передаче образа; учить управлять своим голосом.
• Игра-драматизация по любимой сказке.
Цель: использовать театральную деятельность для развития художественных способностей дошкольников, их творческой активности.
6. Природные ресурсы родного края.
- А. Вознесенский «Я шел по берегу Оби»
- Чтение К. Чуковского «Мойдодыр»
Цель: воспитывать бережное отношение к воде.
• Дидактическая игра «Это я, это я, это все мои друзья»
Цель: закрепить правила бережного отношения к природным ресурсам.
Цель: закрепить знания детей о воде, о сложности ее добычи, расширить кругозор детей
Май.
1.Я — человек.
• Изготовление аппликации на тему стихотворения А. Венгер «Цвета
радуги».
Цель: дать представление о роли зрения, с помощью которых можно различать цвета
• Дидактическая игра «Мы моем свои расчески».
Цель: воспитывать у детей навыки пользования своей расческой, а также ухода за ней.
2. Хлеб — всему голова.
• Развивающая игра «Как хлеб на стол пришел»
Цель: развивать логическое мышление, умение замечать непоследовательность в суждении, закрепить последовательность в выращивания хлеба.
• Комплексное занятие «Хлеб — всему голова»
Цель: закрепить представления детей, что хлеб — это итог большой работы многих людей, содействовать углублению знаний о технике, помогающим людям в их труде. Воспитывать бережное отношение к хлебу, понимание недопустимости игры с едой.
• Игра-драматизация по сказке Г. X. Андерсена «О девочка, которая
наступила на хлеб»
Цель: формировать умение говорить четко, выразительно; использовать разные интонации, темп для передачи конкретного образа; воспитывать бережное отношение к хлебу.
• Развивающая игра «Кому что надо?»
Цель: упражнять детей в классификации предметов, в умении называть предметы, необходимые людям определенной профессии.
3. Каждой вещи свое место.
- Наблюдение в окружающем жизни.
- Дидактическая игра «У нас порядок»