Главная » Занятие по развитию речи в старшей группе «Зима»

Свободные места ДУ

Занятие по развитию речи в старшей группе «Зима»

Программное содержание: учить детей чувствовать и понимать характер образов стихотворных произведений; учить передавать интонацией любование зимней природой при чтении стихов наизусть; обогащать активный словарь образными художественно-выразительными средствами (эпитеты, сравнения); воспитывать любовь к красоте природы; воспитывать любовь к художественному слову.

Оборудование: тексты стихотворений о зиме; иллюстрации и репродукции картин о зиме (разные по характеру, настроению, содержанию).

Предварительная работа: заучивание стихов о зиме, прогулка в зимний парк.

Ход занятия:

Воспитатель: Ребята, я очень люблю красивое время года – зиму и с нетерпением ждала её прихода. И вот, наконец, пошёл долгожданный снег, а ночью мне приснился сон, будто я очутилась в снежном царстве. Меня встретила прекрасная, добрая женщина, которую все называли Зимой-волшебницей. А вы хотите побывать во владениях Зимушки-зимы?

Дети: Да!

Воспитатель: Тогда отправляемся в путешествие. Для этого нам нужно закрыть глаза и дружно всем сказать волшебные слова:

Воспитатель: Сказка начинается!

В группу входит Зима (воспитатель переодевается в белый наряд).

Зима: Кто в пуховой шубке белой

         Лёгкой поступью и смелой

         Вышел в час утра?

Дети: Зимушка-зима.

         Нежно, нежно, белоснежно

         К нам пришла сама

         Зимушка-зима,

         Красавица-зима.

Зима: Я рада видеть вас в моём волшебном снежном царстве!

Ребёнок: Зимушка, мы тебя очень любим и знаем о тебе много красивых слов!

Дети (по очереди) называют прилагательные про зиму: Белая, снежная, серебристая, скрипучая, морозная, пушистая, ледяная, вьюжная.

Зима: Какие вы молодцы! Но я к вам тоже не с пустыми руками пришла. Я принесла вам картины про моё царство, а ещё мы с вами послушаем красивые стихи, которые написали известные поэты, когда любовались моей красотой. А вы, пожалуйста, слушайте внимательно и отвечайте на мои вопросы, а в конце вашего путешествия вас ждёт сюрприз.

Чтение и анализ стихов.

Здравствуй, гостья-зима!

Просим милости к нам

Песни севера петь

По лесам и степям.

Есть раздолье у нас,-

Где угодно гуляй;

Строй мосты по рекам

И ковры расстилай.

И.Никитин

-Рады ли люди зиме? Почему вы так думаете? (Обращать внимание на полные ответы детей).

-Из чего зима строит мосты по рекам? Какие это мосты? (изо льда, ледяные).

-Какие ковры расстилает зима? Какого они цвета? (снежные, искрящиеся, блестящие, белые, голубые, под фонарями могут быть жёлтыми и розовыми).

Не ветер бушует над бором,

Не с гор побежали ручьи,

Мороз-воевода дозором

Обходит владенья свои.

Глядит – хорошо ли метели

Лесные тропы занесли,

И нет ли где трещины, щели,

И нет ли где голой земли?

Пушисты ли сосен вершины,

Красив ли узор на дубах?

И крепко ли скованы льдины

В великих и малых водах?

Идёт – по деревьям шагает,

Трещит по замёрзлой воде.

И яркое солнце играет

В косматой его бороде…

Н.Некрасов

— За чем следит Мороз-воевода, обходя свои владения?

-Нарисуйте словами владения Мороза.

Зима: Какие вы молодцы! А теперь давайте с вами погуляем немножко во владениях Мороза-воеводы. Вставайте со своих стульчиков (проводится физкультминутка).

На дворе у нас мороз.               (дети хлопают себя ладонями по плечам

Чтобы носик не замёрз,               и топают ногами)

Надо ножками потопать

И ладошками похлопать.

С неба падают снежинки,          (поднимают руки над головой и

Как на сказочной картинке.        делают хватательные движения

Будем их ловить руками                руками, словно ловят

И покажем дома маме.                    снежинки)

А вокруг лежат сугробы,              (потягивания-руки в стороны)

Снегом замело дороги.

Не завязнуть в поле чтобы,        (ходьба на месте с высоким

Поднимаем выше ноги!              подниманием колен)

Мы идём, идём, идём                  (ходьба на месте)

И к себе приходим в дом.          (садятся на места)

Белый снег пушистый

В воздухе кружится

И на землю тихо

Падает, ложится.

И на утро снегом

Поле забелело,

Точно пеленою

Всё его одело.

Тёмный лес что шапкой

Принакрылся чудной

И заснул под нею

Крепко, непробудно…

И.Суриков

-Как описывает поэт снегопад, каким вы его себе представили? (пушистый, снег падает большими хлопьями).

-С чем сравнивается снег, который укрыл поле? ( с белой пеленою).

-А с чем бы его сравнили вы? ( с белым одеялом, с хрусталём, пушистой ватой).

— Придумайте определение к слову снег. Какой он? (блестящий, хрустящий, искрящийся, серебристый, сверкающий, лёгкий).

-Как выглядит в стихотворении зимний лес? (тёмный, грустный, сонный, голый).

-А какой ещё бывает лес? ( весёлый, зелёный, шумный, жёлтый, красный, белый, дремучий, страшный).

-Что это за чудная шапка, которой он принакрылся? (снежная шапка).

Берёза

Белая берёза

Под моим окном

Принакрылась снегом,

Точно серебром.

На пушистых ветках

Снежною каймой

Распустились кисти

Белой бахромой.

И стоит берёза

В сонной тишине,

И горят снежинки

В золотом огне.

А заря, лениво

Обходя кругом,

Обсыпает ветки

Новым серебром.

С.Есенин

-О какой берёзе говорится в стихотворении? (о белой берёзоньке, как она серебром покрылась).

-что это за серебро? (снег).

-Чем вам понравилось это стихотворение? (оно рассказывается очень нежно).

-Почему это произведение называется стихотворением? ( оно складное, похоже на песню).

-А с чем в этом стихотворении автор сравнивает снег? (с белой бахромой-это такие пушистые кисточки есть на скатерти, с серебром, потому что он блестит).

-Какие слова и выражения вам запомнились из этого стихотворения? (снег горит золотым огнём).

-А почему он горит? Разве снег может гореть? (нет, он просто сверкает на солнце; он горит от заката солнца, ведь закат красный бывает, и снег как будто горит).

Зима: Какие вы, ребята, замечательные, умные, весёлые, добрые. Такие красивые слова говорили про моё волшебное царство, что оно стало ещё краше. Жалко мне с вами расставаться, но вам пора возвращаться в ваш детский садик. Однако, как я вам и обещала, по возвращении домой вас будет ждать мой сюрприз. Закрывайте все свои глаза и дружно повторяйте за мной волшебные слова:

Где метели, где мороз?

На дворе не мёрзнет нос.

Лишь повеяло весной,

Отъезжает лёд речной

Катерами белыми

Следом за метелями.

(Воспитатель в это время переодевается, снимает белое платье Зимы и ставит на стол шкатулку).

Воспитатель: Вот мы и вернулись из волшебной страны. Ой, посмотрите, какая красивая шкатулка, это, наверное, и есть обещанный сюрприз волшебницы Зимы. Что же в ней? Как вы думаете? (льдинки, снег) Открываем шкатулку. Ребята, вы угадали, это то, из чего состоит снег и лёд – это снежинки. (каждому ребёнку дарится снежинка из бумаги). Но здесь ещё есть письмо, а в нём сказано, что эти снежинки не простые, они тоже волшебные. Как только вы положите их себе на ладошку, то превратитесь в добрых волшебников и сможете пожелать всем людям что-то хорошее, отчего они смогут стать радостными и счастливыми. Что вы хотите пожелать всем людям, которые живут на Земле?

Дети: Пусть они не болеют, пусть не будет войны, пусть у всех будет дом, пусть все хорошо живу, пусть они будут счастливыми.

Воспитатель: Спасибо вам, дети, вы очень добрые и поэтому ваши пожелания обязательно сбудутся. А я вам хочу пожелать, чтобы вы росли здоровыми, сильными, умными и добрыми людьми.