В соответствии с пунктом 1 статьи 31 Кодекса Республики Беларусь об образовании обучающиеся имеют право на охрану жизни и здоровья во время образовательного процесса.
За создание здоровых и безопасных условий при организации образовательного процесса в учреждении дошкольного образования руководитель учреждения дошкольного образования, педагогические работники несут персональную ответственность в соответствии с законодательством.
Воспитатель дошкольного образования: совместно с медицинскими работниками обеспечивает охрану и укрепление здоровья детей, формирование основ здорового образа жизни; соблюдает правила и нормы охраны труда и пожарной безопасности; обеспечивает создание здоровых и безопасных условий при организации образовательного процесса.
Руководитель физического воспитания: обеспечивает здоровые и безопасные условия во время проведения физкультурно-оздоровительных занятий, мероприятий; совместно с педагогическими и медицинскими работниками обеспечивает охрану и укрепление здоровья воспитанников, формирование основ здорового образа жизни; обеспечивает строгое соблюдение требований к мерам безопасности при организации образовательного процесса, при проведении занятий по физической культуре, физкультурно-оздоровительных мероприятий; несет ответственность за жизнь и здоровье обучающихся во время физкультурно-оздоровительных мероприятий; осуществляет контроль за состоянием и эксплуатацией спортивных сооружений и объектов физкультурно-оздоровительного назначения, находящихся на балансе учреждения образования, за соблюдением санитарно-гигиенических норм и требований к местам занятий, оборудованию и инвентарю.
В должностных обязанностях педагогических работников в обязательном порядке закреплена ответственность за необеспечение безопасных условий обучающихся во время их пребывания в учреждении дошкольного образования. При получении воспитанником травмы педагогические работники обязаны принять меры по оказанию первой доврачебной помощи, вызову на место происшествия медицинских работников или доставке потерпевшего в организацию здравоохранения и незамедлительно сообщить его родителям (законным представителям).
Педагогическими работниками учреждений дошкольного образования должен проводиться утренний прием воспитанников, предусматривающий опрос родителей о самочувствии воспитанника и визуальную оценку состояния его здоровья. При подозрении на заболевание воспитанник направляется на осмотр к медицинскому работнику для принятия решения о возможности допуска в учреждение дошкольного образования.
Воспитанники принимаются в группу учреждения дошкольного образования чистыми и опрятно одетыми. Законные представители воспитанника либо другие лица, которые по их поручению приводят его в учреждение дошкольного образования, должны передать ребенка воспитателю, а в случае его отсутствия — иному педагогическому работнику, осуществляющему прием воспитанников группы. Забирать ребенка из учреждения дошкольного образования должны его законные представители. В случае, когда существует объективная причина, по которой они не могут забирать ребенка из учреждения дошкольного образования (болезнь, служебная командировка, график работы и др.), это могут осуществлять другие лица (ближайшие родственники) на основании заявления законных представителей воспитанника на имя руководителя учреждения дошкольного образования. Запрещается отдавать воспитанников подросткам, которым не исполнилось 16 лет, лицам, находящимся в алкогольном или наркотическом опьянении.
В случае исчезновения воспитанника необходимо безотлагательно организовать его поиск, сообщить в ближайшее отделение милиции и его родителям (законным представителям).
При возникновении чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера, обнаружения подозрительных веществ и предметов необходимо позвонить по телефонам «101, «102» или единому номеру экстренной помощи «112». В случае возникновения пожара действия заведующего учреждением дошкольного образования должны быть направлены на обеспечение безопасности воспитанников, работников учреждения дошкольного образования и их эвакуацию в соответствии с Правилами пожарной безопасности Республики Беларусь ППБ Беларуси 01-2014, утвержденные постановлением Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь от 14.03.2014 № 3.
До прибытия представителей соответствующих структур педагогические работники обязаны немедленно эвакуировать находящихся в опасной зоне воспитанников и обеспечить охрану данной зоны от проникновения посторонних лиц.
Запрещается проведение текущего и капитального ремонтов здания, помещений и коммуникаций учреждения дошкольного образования условиях пребывания воспитанников. Электропровода в помещениях учреждения дошкольного образования должны быть изолированы, электроприборы – недоступными для воспитанников; отсутствие доступа к розеткам.
Запрещается использовать в групповых помещениях и местах пребывания воспитанников электроплитки, кипятильники, электрочайники и др.; применять для целей отопления нестандартные (самодельные) нагревательные устройства; оставлять без присмотра включенные в электросеть электроприборы.
Стационарное оборудование в групповых помещениях должно быть надежно закреплено к стене или полу. Не допускается использование и хранение в помещениях с пребыванием воспитанников неисправного оборудования, мебели и инвентаря. Столы и стулья в игральных и групповых с зонами отдыха устанавливаются по числу воспитанников в группах. Стулья должны быть в комплекте со столом одного размера (группы) и маркировки. Корректировка рассаживания воспитанников проводится не реже двух раз в год. В каждой группе должна быть схема рассадки воспитанников.
Ежегодно в весенний период, а также по эпидемическим показаниям и при видимом загрязнении должна проводиться смена песка в песочницах. Перед игрой песок должен быть слегка увлажнен и перелопачен. На ночь песочницы должны закрываться крышками.
На групповых участках и физкультурных площадках не должно быть опасных для воспитанников предметов (оголенных электропроводов, битого стекла и т.п.), неисправного надворного оборудования, сухостойных, сломанных деревьев (веток), кустарников.
Во время нахождения воспитанников в помещениях учреждения образования необходимо обеспечить максимальное естественное освещение. На подоконниках не должно быть высоких (не выше 15-20 см от подоконника), широколистных цветов. В качестве солнечной защиты могут использоваться раздвигающиеся жалюзи, шторы из хлопчатобумажных и других тканей, обладающие достаточной степенью светопропускания и хорошими светорассеивающими свойствами.
Моющие средства и средства дезинфекции должны храниться в промаркированных емкостях в недоступном для воспитанников месте.
Педагогические работники учреждения дошкольного образования обязаны знакомить воспитанников с основами безопасного поведения в учреждении дошкольного образования, на улице, в быту. При организации образовательного процесса в течение дня необходимо обеспечить создание безопасной, здоровьесберегающей, психологически комфортной и адаптивной среды жизнедеятельности воспитанников.
Педагогические работники должны до начала рабочего времени, визуально проверять групповые помещения, игровые площадки на предмет их безопасного состояния и исправности оборудования, наличия предметов и веществ, подозрительных и опасных для жизни и здоровья. При обнаружении нарушений режима безопасности они обязаны немедленно принять меры по их устранению, поставить в известность заведующего учреждением дошкольного образования. Организовывать образовательный процесс до устранения выявленных нарушений запрещается.
Педагоги обеспечивают безопасность пособий для занятий (ножницы с тупыми концами, отсутствие предметов из стекла, клея ПВА и т.д.); растения уголка природы размещаются только на стеллажах с креплениями по краю; педагоги следят за тем, чтобы дети не брали в рот мелкие предметы, незнакомые растения; не допускают переохлаждения и перегрева воспитанников; после прогулки выносной материал обрабатывается; помощник воспитателя должен сопровождать детей на прогулку и с прогулки; педагогам необходимо держать в поле зрения всех детей, наблюдать за детьми и при необходимости придти на помощь.
Педагогические работники обязаны обеспечить:
— соблюдение распорядка дня;
— организация закаливающих мероприятий;
— содействие оптимальной двигательной активности воспитанников;
— воспитатель должен знать индекс здоровья, результаты мониторинга состояния здоровья детей в своей группе и владеть информацией по медицинским противопоказаниям своих воспитанников с целью обеспечения индивидуально-дифференцированного подхода в работе с учётом состояния здоровья каждого воспитанника;
— необходимо обеспечить снижение физической нагрузки воспитанникам с учётом группы здоровья, предусмотреть специфику физкультурно-оздоровительных мероприятий для детей часто болеющих;
— при проведении физкультурных занятий, дети, отнесённые к подготовительной группе здоровья или пришедшие после перенесённого заболевания получают более низкую физическую нагрузку; воспитанники, имеющие СМГ группу здоровья, освобождены от занятий по физкультуре, но могут оказывать помощь педагогам при раздаче или сборе спортивного оборудования, могут участвовать в играх малой подвижности; за данное требование отвечают воспитатели, которые регулярно присутствуют на физкультурном занятии, следят за обеспечением физической нагрузкой за детьми, содействуют обеспечению помощи, безопасности;
— способствовать созданию условий для самостоятельной двигательной деятельности детей (предусмотреть для каждого место для движений, где никто не мешает, оберегать это место, пытаться без навязывания объединить в совместной паре детей разной подвижности, предоставим им один предмет на двоих и показ варианты действий с ним);
— занятия, проводятся в первую половину дня. Продолжительность перерывов между занятиями не менее 10 минут. Перед занятием воспитатели проводят подвижные игры умеренной интенсивности, что способствует сосредоточению, снятию утомляемости и подготовке к последующему регламентированному виду деятельности. Во время занятия воспитатели проводят физкультминутки, длительность которых составляет 1,5-2 минуты, что способствует отдыху и снятию усталости у воспитанников;
— занятия проводятся в игровой форме со сменой посадки на протяжении занятия, соблюдаются требования по продолжительности занятий. При организации работы с учебно-методическими комплексами необходимо используют гимнастику для глаз, следит за осанкой и правильной посадкой воспитанников;
— для занятий по физической культуре у детей должна быть безопасная и качественная обувь;
— в холодное время года занятия по физической культуре проводятся в конце прогулки, так как во избежании простуды детей после интенсивной физической нагрузки необходимо переодеть в сухое бельё и дать возможность отдохнуть;
— обеспечение страховки детей в процессе использования спортивного оборудования.
Только при соблюдении всех выше указанных направлений можно организовать качественных подход к обеспечению безопасных и здоровьесберегающих условий в учреждении дошкольного образования.
Источники:
- КОДЕКС РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ ОБ ОБРАЗОВАНИИ от 13 января 2011г.
- Инструктивно-методическое письмо Министерства образования Республики Беларусь об организации образовательного процесса в учреждениях дошкольного образования в 2019/2020 учебном году